Святитель Герман, Патриарх Константинопольский
Святитель Герман, Патриарх Константинопольский, родился в Константинополе в VII веке. Отец его, один из первых сенаторов в Византии, был убит по приказу императора Константина Погоната (668-685), а мальчика Германа оскопили и отдали в церковные клирики, где он глубоко изучил Священное Писание. За святость жизни Герман был поставлен епископом в город Кизик. Святитель Герман твердо встал на защиту Православной веры от еретиков-иконоборцев. Впоследствии он был поставлен Патриархом Константинопольским. Святитель Герман продолжал противостоять иконоборцам, возглавляемым императором-еретиком Львом III Исавром (717-741), однако силы были неравны, и он вынужден был положить свой омофор в алтаре на престоле и оставить Первосвятительскую кафедру. Тогда разгневанный император, обличенный накануне Патриархом в ереси, послал воинов, которые подвергли святого побоям и изгнали из патриаршего дома. Святитель Герман был Патриархом 14 лет и 5 месяцев и удалился в монастырь, где провел оставшиеся дни своей жизни. Скончался святой Патриарх Герман в 740 году, в возрасте 95-ти лет, и погребен в монастыре Хора в Константинополе. Впоследствии мощи его были перенесены во Францию.
На Седьмом Вселенском Соборе (787) имя Патриарха Германа было вписано в диптих святых. Святитель Герман известен как церковный писатель. Им написаны: "Созерцание предметов церковных или Толкование на литургию" и произведение, посвященное объяснению трудных мест Священного Писания, а также сочинение о праведном воздаянии после смерти. По богатству исторических сведений важны его сочинения о ересях, возникавших с апостольских времен, и о церковных соборах, происходивших в царствование императора Льва-иконоборца. Сохранились также три послания Патриарха о почитании икон, которые читались на Седьмом Вселенском Соборе. Другие сочинения его представляют собой гимны в похвалу святым, слова на праздники Введения во храм, Благовещения и Успения Пресвятой Богородицы и на обновление храма в честь Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы.
*На русском языке издано:
1. Последовательное изложение церковных служб и обрядов и таинственное умозрение о значении их // Христианское чтение. 1855. Прилож.: Пиcания святых отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию Православного Богослужения. I. С. 347-426.
2. Проповедь на Введение во храм Пресвятой Богородицы // Избранные слова в честь Пресвятой Богородицы. СПб., 1868. С. 70-82.
3. Слово к царю Льву Исаврянину о Кресте и о святых и о пречестных иконах, на еретики // Сборник писаний святых отцев и учителей Церкви, относящихся до разъяснения догмата о почитании святых икон / Славян. пер. М., 1642.*
Иконописный подлинник | |
Сербия. 1318.Свт. Герман. Фреска Благовещенской церкви монастыря Грачаница. Сербия (Косово). 1318 год.
|
|
Афон. XV.Свтт. Епифаний Кипрский и Герман Константинопольский. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.
|
|
Сербия. 1208-9.Свт. Герман. Роспись храма Богородицы Евергетиды. Монастырь Студеница. Сербия. 1208 - 1209 годы.
|
|
Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии |