18 ноября, в день избрания святителя Тихона (Белавина) на Московский Патриарший престол, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в годичном акте Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, уважаемый Виктор Антонович, дорогие братья и сестры!
Я хотел бы сердечно поздравить вас с днем годичного акта и радуюсь этой возможности встретиться первый раз в таком большом составе.
Свято-Тихоновский университет — сравнительно новое образовательное учреждение нашей Церкви. Его появление, сам факт его существования является знаковым — это школа нового типа. Такого рода школ в России не существовало. И возникла эта школа нового типа не потому, что кому-то это захотелось, а потому что такова была потребность церковного и светского общества.
Как при своем зарождении, так и сейчас Свято-Тихоновский университет постоянно сталкивается со множеством трудностей, будто сама жизнь испытывает на прочность организаторов, руководителей, профессоров, преподавателей, студентов. Я хорошо знаю о тех проблемах, которые существуют, — о проблемах площадей, необходимых для учебного процесса и проживания, о финансовых сложностях. Но одновременно нужно свидетельствовать, что, несмотря на все эти трудности, школа состоялась, заняла свое, очень важное место в образовательной системе страны и Церкви.
Иногда благодаря отсутствию комфортных условий формируется особое состояние духа, особая прочность. Вспоминаю, как, будучи ректором Санкт-Петербургской, в то время Ленинградской, духовной академии, я посетовал одному старцу (который не был старцем в традиционном смысле этого слова — он был профессором, но высокой духовной жизни), рассказав о тех трудностях, с которыми нам в то время приходилось сталкиваться. Этот человек большую часть жизни прожил за границей, ему было трудно все понять, но он почувствовал, наверное, мою скорбь, некое состояние безысходности. Даже самые элементарные вопросы решались тогда с огромным трудом — самые элементарные, на которые сегодня у руководителя уйдет, может быть, несколько минут времени. А в ту пору уходили дни, а иногда месяцы жизни на то, чтобы сдвинуть с мертвой точки один вопрос. И вот посетовал я этому человеку, и он мне удивительную вещь сказал — такую простую, такую жизненную. Он сказал: «Вы знаете, масло становится крепким только тогда, когда по нему бьют». И действительно: когда человек воспитывается в постоянной необходимости сопротивляться негативным обстоятельствам, это, несомненно, формирует положительные качества, в первую очередь способность сопротивляться, способность становиться сильным.
Я убежден, что завершится время трудностей для нашего Свято-Тихоновского гуманитарного университета, но люди, которые прошли обучение в эпоху этих трудностей, всегда будут о них вспоминать. И никогда эти внешние обстоятельства не будут темными воспоминаниями — как и мы, прошедшие в советское время суровую школу борьбы, никогда не вспоминаем те годы как мрачное время, хотя уж как много было трудностей. Мы вспоминаем то время как время борьбы, созидания, как время свидетельства в тяжелейших условиях, хотя, конечно, не забываем о том, какими были эти условия, и сознаем необходимость сделать все для того, чтобы Церковь через такие внешние условия больше не проходила.
Поэтому я хотел бы просто ободрить всех вас и сказать, что Господь проводит нас через испытания и часто таким образом, что в результате этих испытаний мы становимся сильнее и лучше. Дай Бог, чтобы внешние трудные обстоятельства жизни Свято-Тихоновского гуманитарного университета содействовали усилению духовной жизни, возрастанию интеллектуальной силы, формированию в студентах способности сопротивляться непростым жизненным обстоятельствам. Абсолютный комфорт и нега бытия не являются лучшими условиями для возрастания личности.
Я бы хотел напомнить, что сегодняшний день — день избрания на Патриарший престол святителя Тихона — в настоящее время отмечается как церковный праздник, а инициатором этого празднования был Свято-Тихоновский институт. Это была хорошая инициатива, и дай Бог, чтобы и другие инициативы так же воспринимались церковным обществом и церковным сознанием.
Я хотел бы сказать об этих инициативах. Одна из них — получение богословского образования не только будущими пастырями, но и мирянами, которые призваны трудиться как в церковной сфере, так и в иных сферах общественной жизни — в науке, в школе, в социальных учреждениях, в СМИ. Мы — как народ, как Церковь — очень нуждаемся в них, мы нуждаемся в формировании корпуса православной интеллигенции.
Вы знаете, что именно интеллигенция несет на себе особую ответственность за народ, за будущее, за страну. Именно исторические заблуждения нашей интеллигенции и обусловили трагическое развитие истории России в XIX-XX столетиях, а, может быть, и раньше. Одной из главных проблем России было отсутствие связи между интеллигенцией и Церковью, отсутствие мощного корпуса православной интеллигенции, которая была бы способна к самоорганизации, к оказанию реальной поддержки Церкви. Церковь воспринималось как «ведомство православного исповедания», как некая замкнутая корпорация, потому что не было среди мыслящей, элитарной части общества достаточного количества людей, способных демонстрировать своей личностью, своей жизнью важность связи с Церковью. Интеллигенция была нецерковной, а чаще всего — антицерковной. Я не говорю о советском времени, но, пропуская этот период нашей истории, я хотел бы сказать о том, как важно сегодня формировать корпус православной интеллигенции.
Иногда нас спрашивали, а, может быть, и сейчас спрашивают: «А зачем вы содержите православные гимназии?» Я вспоминаю опыт работы в этой сфере на Смоленской кафедре. Бедная епархия, большая часть епархиальных расходов была как раз в сфере образования, и меня спрашивали: «Зачем вы тратите такие большие деньги на гимназию? Посмотрите, только один, максимум два человека идут в семинарию». На что я говорил: «Мы гимназии создаем не только для того, чтобы из них люди шли в семинарии, но и для того, чтобы формировался в будущем корпус православной интеллигенции: ученых, политиков, администраторов, журналистов, преподавателей — людей, способных передавать христианское послание не только словом, но и жизнью своей, и таким образом влиять на жизнь общества».
Свято-Тихоновский университет сумел доказать, что религиозное образование — это не только подготовка к принятию священства, но и образование, осуществляемое на основе религиозного миросозерцания. Академическое образование — и это важный опыт и важный пример Свято-Тихоновского университета — может быть и не атеистическим.
Я вспоминаю свое первое участие в заседании правительства — в конце 1980-х годов. Меня пригласили на заседание советского правительства — это был первый случай, когда на заседание правительства пригласили священнослужителя. Вел заседание мной уважаемый Николай Иванович Рыжков. Обсуждали мы, в том числе, положение Церкви в стране. Много я тогда наговорил несчастным членам правительства, но им было как-то неудобно сразу критиковать гостя — первый раз такое было (хотя я видел по выражению глаз, что не все со мной согласны). Но когда я подошел к теме «Церковь и школа» и сказал, что нужно, в конце концов, думать и о том, чтобы произошло воссоединение Церкви и школы, то тут даже уважаемый Николай Иванович сказал с удивлением: «Но в школе же научное мировоззрение, а у вас религиозное».
Думаю, что за это время многие, в том числе люди того поколения, к которому принадлежит Николай Иванович, поняли, что религиозное мировоззрение совместимо с научным. Но рудименты этой философии, этого отношения существуют в обществе: «Есть научное мировоззрение, и оно, само собой разумеется, атеистическое, а есть религиозное мировоззрение, которое, само собой, ненаучное».
Опыт Свято-Тихоновского института очень важен, потому что он доказывает: религиозное образование — это не только подготовка к священству, но также образование, в том числе научное, которое осуществляется в гармонии с религиозным миросозерцанием. Могут существовать государственные стандарты религиозного образования — такой стандарт был разработан университетом. Это поликонфессиональный стандарт по теологии, и я бы хотел поблагодарить университет за то, что это было сделано. Сейчас завершается работа по третьему поколению этого стандарта, мы ждем этот стандарт — я его уже видел, но не знаю, насколько он воспринят нашим министерством и научным сообществом. Очень важно совершенствовать этот стандарт, чтобы он стал приемлемым, чтобы его реализация помогла нам, в конце концов, выйти на признание научных степеней по теологии и, что самое главное, чтобы теология заняла свое место в перечне научных дисциплин.
В результате той работы, которую вы провели в свое время, в России уже работают около пятидесяти теологических кафедр в государственных и негосударственных вузах, открыта дверь в мировое образовательное пространство, которое в своем гуманитарном компоненте немыслимо без теологии. Российское законодательство освобождается от остаточных явлений атеистического периода. Почти два года назад принят, наконец, закон об аккредитации духовных школ. И уместно вспомнить, что и на этой стезе первым был Свято-Тихоновский университет, который получил такую аккредитацию.
Если обратиться к фактической стороне, то дипломы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета сегодня имеют более 300 клириков. Мы говорили о важности формировании светской национальной элиты, которая бы прошла через школу религиозного образования, но ведь очень важна и тема подготовки духовенства. И Свято-Тихоновский университет не снимает с себя этой ответственности: все-таки 300 клириков — это хороший вклад, может быть, недостаточный, но хороший. За семнадцать лет выпущено несколько тысяч квалифицированных специалистов, которые трудятся по всей России — в церковных структурах, федеральных, муниципальных. Конечно, пока еще тоже мало, но в сравнении с нулем, с отсутствием всяких специалистов такого рода, эти достижения впечатляют.
Хотел бы также с удовлетворением отметить проведение в университете ежегодных богословских конференций, которые стали событиями в международной богословской и интеллектуальной жизни и собирают многих уважаемых докладчиков, внося свой вклад в развитие богословской науки.
Только что мне показали замечательный стенд с издательской продукцией университета. За прошедший год было выпущено около 700 наименований книг. И, как известно, университет выпускает важное периодическое научное издание — свой «Вестник»; в этом смысле университет лидирует — ни одна наша школа не издает такого количества научных журналов.
Особенно хочется отметить работу университета в области истории Русской Православной Церкви. Огромное количество новых документов, открытых университетом, новые исследования, монографии, научные статьи сыграли свою роль, в том числе, в деле объединения Русской Церкви. С особой признательностью я бы хотел отметить создание компьютерной базы наших мучеников и исповедников «За Христа пострадавшие», включающей более 33 тысяч биографических справок. Это обилие ценнейшего материала, связанного с трагической страницей нашей недавней национальной истории, привлекает ежедневно более тысячи обращений. Люди обращаются к этой системе, желая найти своих близких, родных или просто познакомиться с уникальным в мировой истории опытом массового мученичества и исповедничества, верности Христу и Церкви.
Хотел бы также отметить также вашу миссионерскую работу. Было проведено около ста миссионерских поездок. Профессора университета читают лекции на выезде и, конечно, содействуют не только распространению знаний о Боге, но и повышению общего религиозного образования в стране и Церкви.
Я хотел бы от всего сердца пожелать помощи Божией в ваших трудах, сказать, что ваш труд нужен, что вы заняли, как теперь говорят, нишу и в церковной, и в государственной образовательной системе. С вашей деятельностью связываются определенные надежды. Дай Бог, чтобы эти надежды никогда не были посрамлены.
Я желаю всем вам — отцу Владимиру, профессорско-преподавательской корпорации, замечательному студенчеству — вдохновения, крепости духа, способности преодолевать трудности, возрастать в вере и одновременно постоянно стремиться к повышению своего образовательного уровня, чтобы вносить важный и достойный интеллектуальный вклад в жизнь страны и Церкви.
Благодарю вас за внимание.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси