Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Закрытие Пасхального фестиваля

Версия для печати
12 мая 2005 г. 13:37

11 мая завершился IV Московский Пасхальный фестиваль, который начался в день Светлого Христова Воскресения и был посвящен в этом году 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. В рамках фестиваля в столице и 19 городах России — в том числе Екатеринбурге, Ханты-Мансийске, Челябинске, Вологде, Ярославле, Костроме — состоялись 95 концертов.

С симфонической программой в Москве познакомились более 20 000 человек. 9 мая на Поклонной горе около 300 000 слушателей стали свидетелями выступления Объединенного молодежного оркестра музыкантов из 27 стран — участниц второй мировой войны. С большим успехом прошли хоровые концерты в храмах Москвы, Суздаля, Переславля и др. городов.

В Большом звоне «Звонильной недели» прозвучали колокола 67 храмов Москвы. Всего в концертах приняли участие 1000 исполнителей из 31 страны мира.

Перед заключительным концертом в Камерном зале Международного дома музыки состоялась пресс-конференция художественного руководителя Пасхального фестиваля Валерия Гергиева при участии председателя комитета по культуре г. Москвы Сергея Худякова и руководителя управления современного искусства ФАКК Майи Кобахидзе. В разговоре с журналистами участники пресс-конференции неоднократно отмечали, что по масштабу музыкальной программы, территориальному охвату праздничных мероприятий и мастерству исполнительства IV Пасхальный фестиваль заметно превзошел все предыдущие. В. Гергиев особо подчеркнул, что отныне фестиваль безусловно получил общенациональный статус.

Художественный руководитель Четвертого Московского сделал также особый акцент на просветительских установках организаторов, на стремлении придать открытый характер концертам, сделать их максимально доступными широкому кругу слушателей, в том числе в городах, удаленных от культурных центров страны.

«Фестиваль задуман прежде всего для людей, для любителей классической музыки, для любителей оперы, для малоимущих, для пожилых людей, для юных душ, для молодых. Это являлось задачей номер один фестиваля», — отметил В. Гергиев. Обсуждая музыкальную программу, он особо подчеркнул, что без участия мастеров церковного колокольного звона, «без этого изумительного оттенка фестиваль был бы беднее». Отвечая на вопрос о том, каким видится художественному руководителю следующий фестиваль, В. Гергиев предположил, что в программе 2006 года, возможно, найдется больше места для современных произведений. Однако заметил, что это в первую очередь должна быть музыка «очень высокого качества» — и по преимуществу отечественная. Кроме того, по словам маэстро, Пятый Московский «в любом случае будет связан с музыкой Шостаковича».

«Может быть, мы пойдем по пути разработки программы «Шостакович и его время» — уточнил В. Гергиев. Фестиваль завершился концертом в Светлановском зале Международного дома музыки, на котором симфонический оркестр и хор Мариинского театра исполнили симфонию № 9 Л. ван Бетховена. По окончании концерта к присутствующим со словами приветствия обратились мэр Москвы Ю.М. Лужков и председатель Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Ю.М. Лужков в своей речи подчеркнул: «В том, что мы здесь видели и слышали, чувствуется притягательность тех ценностей, которые предлагает нам Церковь, той духовной глубины, которую предлагает нам мировая культура». Резюмировал сказанное мэр Москвы такими словами: «Я думаю, что мы, организуя этот прекрасный праздник, должны быть признательны Святейшему Патриарху за благословение, которое было дано этому прекрасному событию. Уже в течение четырех лет мы празднуем пасхальный фестиваль. И я думаю, что мы получим и на последующие годы это благословение».

Митрополит Кирилл в своей речи, обращенной к организаторам фестиваля, в частности, сказал: «Когда я слушал замечательную симфонию Бетховена, то вспоминал эпоху, в которую жил композитор, вспоминал те причины, которые привели его к тому, чтобы написать эту симфонию и многие другие симфонии. Мои мысли по этому поводу кратко сводятся к следующему. Величайшие из творений человеческого духа всегда возникают в моменты трудные для общества… Всплеск, духовный сильный всплеск, невозможен в условиях успокоения, комфорта, безмятежности…

Нам иногда говорят: вот, в советское время не было свободы, зато какая у нас была литература, какие у нас были толстые журналы, как читали наших писателей! А пришло время свободы — и вроде все писатели куда-то подевались. Вернее, они есть — и их нет. Вызовы нужны. Я думаю, что наш Пасхальный музыкальный фестиваль действительно рисует некую замечательную картину того, что должно быть. Я думаю, самым страшным вызовом для всех нас является вызов человеческой личности, разрушение человеческой личности, которое происходит под натиском множества нравственных вызовов. Каждый из нас знает, что с нами происходит. Мы знаем, что происходит со многими из наших молодых людей.

Современная цивилизация действительно находится в очень опасной точке своего развития. Вот нам иногда говорят: это дело Церкви, вы должны бороться за нравственность, вы должны спасть общество. А я ответил бы так: это общие вызовы для всех. И все, у кого есть потенциал, должны на них ответить, — и Церковь, и искусство, и наука, и образование, и человеческая честность и порядочность, и способность человека трудиться. Все вместе должно быть объединено для того, чтобы жизнь человека стала иной. И то, что мы пережили за эти Пасхальные дни, когда действительно замечательное искусство соединилось с выражением таких искренних народных чувств, связанных с праздником Пасхи и 60-летием Победы…

Ведь какой силы духовная энергия проявила себя в Москве, и не только, конечно, в Москве! И вот возникает вопрос, а может ли эта духовная энергия быть направлена каким-то действительно единым соплом на разрушение всего того, что опасно для глубины человека. Я верю, что может. И очень важно, чтобы мы все были вместе. Чтобы мы все были вместе в нашей борьбе за человека, за человеческие души, за наше будущее: и Церковь, и замечательное искусство, и литература, и, конечно, наука и образование — все, что концентрирует человеческий дух.

Я хотел бы поблагодарить Вас, Юрий Михайлович за то, что Вы один из тех государственных деятелей, которые это прекрасно понимают. И в Москве происходит что-то очень значительное, я бы сказал, не только в общероссийском, но и в мировом плане. Замечательно, что это понимают такие выдающиеся представители нашей культуры, как Вы, Валерий Абисалович. И все те Ваши единомышленники, которые вместе с Вами создали это чудо, именуемое Пасхальным фестивалем.

Я хотел бы поблагодарить Вас сердечно за все это и сказать, что прибавляется оптимизма, когда слушаешь эту музыку в Пасхальные дни и понимаешь, что сила духа, свойственная роду человеческому и проявившаяся в таких замечательных явлениях, как шедевры музыки или шедевры духовной жизни, религиозной жизни, способна побороть неправду, ложь, разочарование, бедность человеческого бытия. Я в это верю и глубоко убежден в том, что Россия может сегодня дать пример этой замечательной консолидации сил в борьбе за наше общечеловеческое будущее. Я сердечно Вас за это благодарю».

Заключительной точкой музыкальной Пасхальной программы стало эпическое полотно, в котором рождающаяся из небытия космическая тема сквозь череду драматических столкновений движется к апофеозу — ликующему единению человечества под сенью Небесного Творца в кантате на текст «Оды к радости» Фридриха Шиллера.

Вадим Полонский

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами