Насколько опасны секты для человека и общества, кто в первую очередь рискует быть вовлеченным в орбиту их деятельности? На эти и другие вопросы в интервью порталу «Интерфакс-Религия» отвечает директор государственного научного Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, доктор медицинских наук Татьяна Дмитриева.
— В чем опасность тоталитарных сект для психического здоровья человека?
— Тоталитарные секты используют свою методологию — как управлять людьми, как на них воздействовать, а этим вопросом, как известно, зачастую занимаются не только из добрых побуждений. Сектанты привлекают очень многих с проблемами в психике, с комплексами, стараясь этих людей себе подчинить. Такое агрессивное начало приводит к разрушению личности другого человека.
— Приходилось ли специалистам Вашего Центра сталкиваться с людьми, пострадавшими от сектантов?
— К нам обращались те, кто потерял, по сути, из-за этих организаций самых близких людей. Допустим, была абсолютно благополучная семья, но произошли какие-то неурядицы, которые сделали человека немного более уязвимым и внушаемым, и человек впал в орбиту интересов секты. А тот, кто пережил стресс, не всегда востребован в семье со своими личными проблемами. И вдруг появляется добрый слушатель, который подскажет и как тебе поступать, и как жить стоит, и ради чего вообще стоит жить, и постепенно за приятной беседой все дальше продвигаются эти отношения, и человека, по сути, вытаскивают из семьи, доказывают, что семья вообще не нужна, не нужна квартира, дача, другая собственность. Причем нередко в поле внимания сект оказываются не люди с малым достатком, невысоким социальным положением, а именно те, которые состоялись, которым есть что терять.
Мы неоднократно видели случаи, когда, допустим, хорошая мать и жена все бросала, все, что у нее ценного было, уносила из дому и становилась преданным адептом секты, считая, что всю свою жизнь она должна посвятить чужим людям и что раньше она все делала не так. То есть, по сути, человека зомбируют, и он начинает отрабатывать уже другую линию жизни.
— Кто еще входит в такую группу риска?
— Аналогичные случаи происходят и со студентами, и с начинающими бизнесменами, с людьми, у которых, может быть, не все удачно складывается в начале взрослой жизни, была какая-то несчастная любовь... И опять-таки это люди из семьи благополучной, состоятельной. Они тоже оказываются под влиянием секты, которая их из семьи уводит, но не просто так, а имея в виду коммерческую составляющую. А за юношами уже и родители, и бабушки, и дедушки оказываются постепенно втянуты во все эти проблемы, так что в итоге страдает сразу несколько поколений.
Таких пострадавших за эти годы в поле нашего зрения было немало. Поэтому когда кто-то начинает говорить о сектах, что они такие хорошие, что у них есть методики психологической реабилитации, лечения, омоложения — все это внешне смотрится вроде бы достойно, прилично и даже где-то интересно, но мы, психиатры, за этим видим то, что следует уже на втором и третьем этапе такого взаимодействия и кончается уничтожением, растворением личности.
— Насколько опасно это растворение для общества?
— Чтобы это понять, достаточно вспомнить о так называемых «шахидках», которых также предварительно зомбируют и отправляют на самоубийство. Многие адепты сект — те же самые зомби. К сожалению, сами потерпевшие как правило не чувствуют себя пострадавшими, потому что они действительно становятся другими людьми, с другими интересами и как бы перемещаются в другую жизнь, на другую планету. Им уже неинтересны ни дети, ни мужья, ни жены — все, что было прежде, лишнее для этих людей, они находят какое-то свое счастье совсем в ином.
При этом человек остается гол как сокол, живет в каких-то общежитиях, выполняет как раб какие-то поручения, он подчинен кому-то сильному и счастлив этим — ему не нужно думать, заботиться, зарабатывать деньги — он все отдает и доволен, что им управляют так, как считают нужным. Это, конечно, страшно, а потерпевшей в итоге остается семья, которая часто таким образом теряет своего близкого человека.
— Насколько эффективно, по Вашему мнению, государство может противостоять распространению сект?
— Во многих странах отдельные тоталитарные секты запрещены, но при этом они действуют под другими юридическими вывесками, маскируясь под правозащитные, благотворительные и другие общественные организации нерелигиозного характера. Следует признать, что сектанты зачастую действуют психологически очень выверенно, например, когда ведут миссионерскую работу в поликлиниках, куда люди приходят как раз в надежде на помощь. А так как очень многие действительно страдают от нехватки внимания, то сектанты, по сути, ловят их души. Тут важно заметить, что бороться с сектами должны не психиатры и не журналисты, а спецслужбы, тем более что в конечном итоге многие секты создают прямую угрозу для безопасности государства.