Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Тоталитарные секты зомбируют людей так же, как те, кто готовят «шахидок»

Версия для печати
12 мая 2005 г. 17:01

Насколько опасны секты для человека и общества, кто в первую очередь рискует быть вовлеченным в орбиту их деятельности? На эти и другие вопросы в интервью порталу «Интерфакс-Религия» отвечает директор государственного научного Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, доктор медицинских наук Татьяна Дмитриева.

— В чем опасность тоталитарных сект для психического здоровья человека?

— Тоталитарные секты используют свою методологию — как управлять людьми, как на них воздействовать, а этим вопросом, как известно, зачастую занимаются не только из добрых побуждений. Сектанты привлекают очень многих с проблемами в психике, с комплексами, стараясь этих людей себе подчинить. Такое агрессивное начало приводит к разрушению личности другого человека.

— Приходилось ли специалистам Вашего Центра сталкиваться с людьми, пострадавшими от сектантов?

— К нам обращались те, кто потерял, по сути, из-за этих организаций самых близких людей. Допустим, была абсолютно благополучная семья, но произошли какие-то неурядицы, которые сделали человека немного более уязвимым и внушаемым, и человек впал в орбиту интересов секты. А тот, кто пережил стресс, не всегда востребован в семье со своими личными проблемами. И вдруг появляется добрый слушатель, который подскажет и как тебе поступать, и как жить стоит, и ради чего вообще стоит жить, и постепенно за приятной беседой все дальше продвигаются эти отношения, и человека, по сути, вытаскивают из семьи, доказывают, что семья вообще не нужна, не нужна квартира, дача, другая собственность. Причем нередко в поле внимания сект оказываются не люди с малым достатком, невысоким социальным положением, а именно те, которые состоялись, которым есть что терять.

Мы неоднократно видели случаи, когда, допустим, хорошая мать и жена все бросала, все, что у нее ценного было, уносила из дому и становилась преданным адептом секты, считая, что всю свою жизнь она должна посвятить чужим людям и что раньше она все делала не так. То есть, по сути, человека зомбируют, и он начинает отрабатывать уже другую линию жизни.

Кто еще входит в такую группу риска?

— Аналогичные случаи происходят и со студентами, и с начинающими бизнесменами, с людьми, у которых, может быть, не все удачно складывается в начале взрослой жизни, была какая-то несчастная любовь... И опять-таки это люди из семьи благополучной, состоятельной. Они тоже оказываются под влиянием секты, которая их из семьи уводит, но не просто так, а имея в виду коммерческую составляющую. А за юношами уже и родители, и бабушки, и дедушки оказываются постепенно втянуты во все эти проблемы, так что в итоге страдает сразу несколько поколений.

Таких пострадавших за эти годы в поле нашего зрения было немало. Поэтому когда кто-то начинает говорить о сектах, что они такие хорошие, что у них есть методики психологической реабилитации, лечения, омоложения — все это внешне смотрится вроде бы достойно, прилично и даже где-то интересно, но мы, психиатры, за этим видим то, что следует уже на втором и третьем этапе такого взаимодействия и кончается уничтожением, растворением личности.

— Насколько опасно это растворение для общества?

— Чтобы это понять, достаточно вспомнить о так называемых «шахидках», которых также предварительно зомбируют и отправляют на самоубийство. Многие адепты сект — те же самые зомби. К сожалению, сами потерпевшие как правило не чувствуют себя пострадавшими, потому что они действительно становятся другими людьми, с другими интересами и как бы перемещаются в другую жизнь, на другую планету. Им уже неинтересны ни дети, ни мужья, ни жены — все, что было прежде, лишнее для этих людей, они находят какое-то свое счастье совсем в ином.

При этом человек остается гол как сокол, живет в каких-то общежитиях, выполняет как раб какие-то поручения, он подчинен кому-то сильному и счастлив этим — ему не нужно думать, заботиться, зарабатывать деньги — он все отдает и доволен, что им управляют так, как считают нужным. Это, конечно, страшно, а потерпевшей в итоге остается семья, которая часто таким образом теряет своего близкого человека.

Насколько эффективно, по Вашему мнению, государство может противостоять распространению сект?

— Во многих странах отдельные тоталитарные секты запрещены, но при этом они действуют под другими юридическими вывесками, маскируясь под правозащитные, благотворительные и другие общественные организации нерелигиозного характера. Следует признать, что сектанты зачастую действуют психологически очень выверенно, например, когда ведут миссионерскую работу в поликлиниках, куда люди приходят как раз в надежде на помощь. А так как очень многие действительно страдают от нехватки внимания, то сектанты, по сути, ловят их души. Тут важно заметить, что бороться с сектами должны не психиатры и не журналисты, а спецслужбы, тем более что в конечном итоге многие секты создают прямую угрозу для безопасности государства.

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Делай по силе и не считай своих добродетелей

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

Игумения Ксения (Чернега): Принцип отделения религиозных объединений от государства не помешал норме о тюремном духовенстве

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Зарайский Константин: Африканцы хотят стать частью истинной Церкви

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною». 300 лет Тихону Задонскому