Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В Саратове откроется выставка икон из собрания Ярославского художественного музея

В Саратове откроется выставка икон из собрания Ярославского художественного музея
Версия для печати
23 марта 2006 г. 16:20

29 марта в 17.00 в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева состоится открытие выставки «Похвала Богоматери. Иконы XV — XX веков из собрания Ярославского художественного музея».

Со времени принятия христианской веры Пресвятая Богородица заняла особое место в русской культуре, в духовной жизни православного человека. Деве Марии посвящены многочисленные храмы, иконы, песнопения, молитвы.

Выставку, которая включает важнейшие иконописные образы Богородицы и дает возможность почувствовать особенности ее почитания в православной традиции, сопровождает иллюстрированный и аннотированный каталог, подготовленный сотрудниками Ярославского художественного музея А.В. Федорчуком и О.Б. Кузнецовой.

В экспозиции представлено 29 икон XV — начала XX столетий, исполненных в разных художественных центрах. В центре иконы «Похвала Богоматери» (XVII век), давшей название выставке, — восседающая на престоле Дева Мария, окруженная пророками. Символические атрибуты и тексты свитков передают ветхозаветные пророчества о Богородице и приходе на землю Спасителя.

Самая ранняя из икон — «Распятие Христово» — создана в XV веке и принадлежит прославленной новгородской школе.

Наиболее значительная группа икон представляет образы Пресвятой Богородицы с Младенцем. XVI веком датируется изображение Одигитрии Смоленской. Одигитрия (греч. «Путеводительница») — наиболее торжественный тип богородичных образов. Композиция с фронтальными позами Матери и Сына подчеркивает их высокое достоинство. Дева Мария поддерживает Младенца левой рукой, а правой указывает на него как на истинный путь спасения.

Наименование другого типа икон — «Умиление» — произошло от русского перевода греческого слова «елеуса» — Милующая. На них Дева Мария, полная трогательной нежности и грусти, обнимает Сына, сидящего на ее руке и прильнувшего щекой к ее щеке. Самая известная на Руси икона Умиление — «Пресвятая Богородица Владимирская» I-й трети XII века (находится в собрании ГТГ). Она была принесена из Византии в Киев, а затем перенесена князем Андреем Боголюбским во Владимир, где и обрела именование Владимирской. Глубоко чтимый образ, широко распространенный во множестве списков, представлен на выставке в двух вариантах. В одном из них, датируемом XVII веком, живописными средствами воспроизведены венцы и коруна, украшенные жемчугом и каменьями. Это — элементы драгоценного убора «Владимирской». Другой список, исполненный в XVIII столетии, особенно интересен тем, что соответствует размеру и композиции иконы XII века.

Различные оттенки образа «Умиление» раскрываются в иконах, исторически связанных с Ярославлем. Характерной чертой изображения Пресвятой Богородицы Ярославской является жест руки Младенца, касающегося подбородка Матери. Представленная икона датируется XVI веком. Согласно преданию, такой образ в далеком XIII столетии принадлежал ярославским князьям Василию и Константину.

В 1314 году на берегу реки Толги в ярославских землях была обретена икона Пресвятой Богородицы с Младенцем, получившая наименование Толгской. На месте чудесного явления поставили церковь, а затем основали монастырь. На выставке «Толгская» показана в списке XIX столетия.

Среди произведений, посвященных земной жизни Богородицы, особого внимания заслуживает изображение Рождества Христова (XVIII столетие). Центральная сцена окружена изображениями, сопровождающими Рождество. Это благовествование ангелов пастухам о Спасителе и поклонение пастухов Младенцу, путешествие волхвов, ведомых Вифлеемской звездой, и принесение ими даров, бегство Святого семейства в Египет.

Представление об иконописи XVIII — начале XX веков дают иконы «Коронование Богоматери» и «Всех Скорбящих Радость», в которых прослеживается влияние западноевропейского искусства, тонкого миниатюрного письма образ «Неопалимой Купины», а также «Благовещение», «Успение» и «Покров Пресвятой Богородицы», выполненные в традиции искусства Палеха. Образы Пресвятой Богородицы Иверской и явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому — паломнические святыни Святой горы Афон и Троице-Сергиевой лавры.

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами