Сегодня вечером в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева состоится открытие выставки «Похвала Богоматери. Иконы XV-XX веков из собрания Ярославского художественного музея».
Со времени принятия христианской веры Пресвятая Богородица заняла особое место в русской культуре, в духовной жизни православного человека. Деве Марии посвящены многочисленные храмы, иконы, песнопения, молитвы.
Выставку, которая включает важнейшие иконописные образы Богородицы и дает возможность почувствовать особенности ее почитания в православной традиции, сопровождает иллюстрированный и аннотированный каталог, подготовленный сотрудниками Ярославского художественного музея А.В. Федорчуком и О.Б. Кузнецовой.
В экспозиции представлено 29 икон XV - начала XX столетий, исполненных в разных художественных центрах. В центре иконы «Похвала Богоматери» (XVII век), давшей название выставке, восседающая на престоле Дева Мария, окруженная пророками. Символические атрибуты и тексты свитков передают ветхозаветные пророчества о Богородице и приходе на землю Спасителя.
А самая ранняя из икон — «Распятие Христово» — создана в XV веке и принадлежит прославленной новгородской школе. «Распятие» — важнейшее событие земной жизни Сына Божия, символ победы жизни над смертью. Кресту, утвержденному на Голгофе с черепом Адама, предстоят скорбящие Богородица и апостол Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, которому Он поручает заботу о Матери. За ними одна из мироносиц и римский воин Лонгин Сотник, уверовавший во время Распятия.
Наиболее значительная группа икон представляет образы Пресвятой Богородицы с Младенцем. XVI веком датируется изображение Одигитрии Смоленской. Одигитрия (греч. путеводительница) — наиболее торжественный тип богородичных образов. Композиция с фронтальными позами Матери и Сына подчеркивает их высокое достоинство. Дева Мария поддерживает Младенца левой рукой, а правой указывает на него как на истинный путь спасения.
Наименование другого типа икон – «Умиление» произошло от русского перевода греческого слова Елеуса — Милующая. На них Дева Мария, полная трогательной нежности и грусти, обнимает Сына, сидящего на ее руке и прильнувшего щекой к ее щеке. Самая известная на Руси икона Умиление — «Пресвятая Богородица Владимирская» I трети XII века (находится в собрании ГТГ). Она была принесена из Византии в Киев, а затем перенесена князем Андреем Боголюбским во Владимир, где и стала называться Владимирской. Глубоко чтимый образ, широко распространенный во множестве повторений, представлен на выставке в двух вариантах. В одном из них, датируемом XVII веком, живописными средствами воспроизведены венцы и коруна, украшенные жемчугом и каменьями. Это — элементы драгоценного убора «Владимирской». Другой список, исполненный в XVIII столетии, особенно интересен тем, что соответствует размеру и композиции иконы XII века.
Различные оттенки образа «Умиление» раскрываются в иконах, исторически связанных с Ярославлем. Характерной чертой изображения Пресвятой Богородицы Ярославской является жест руки Младенца, касающегося подбородка Матери. Представленная икона датируется XVI веком. Согласно преданию, такой образ в далеком XIII столетии принадлежал ярославским князьям Василию и Константину.
В 1314 году на берегу реки Толги в ярославских землях была обретена икона Пресвятой Богородицы с Младенцем, получившая наименование Толгской. На месте чудесного явления поставили церковь, а затем основали монастырь. На выставке «Толгская» показана в повторении XIX столетия.
Среди произведений, посвященных земной жизни Богородицы, особого внимания заслуживает изображение «Рождества Христова» (XVIII столетие). Центральная сцена окружена изображениями, сопровождающими Рождество. Это благовествование ангелов пастухам о Спасителе и поклонение пастухов Младенцу, путешествие волхвов, ведомых Вифлеемской звездой, и принесение ими даров, бегство Святого семейства в Египет.
Представление об иконописи XVIII - начале XX веков дают иконы «Коронование Богоматери» и «Всех Скорбящих Радость», в которых прослеживается влияние западноевропейского искусства, тонкого миниатюрного письма образ «Неопалимой Купины», а также «Благовещение», «Успение» и «Покров Пресвятой Богородицы», выполненные в традиции искусства Палеха. Образы «Пресвятой Богородицы Иверской» и «Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому» — паломнические святыни Святой горы Афон и Троице-Сергиевой лавры.
Выставка продлится до 29 апреля.
Патриархия.ru