14 февраля 2010 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье) и праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. В Первосвятительском слове после чтения Евангелия Святейший Владыка раскрыл духовное значение воспоминаемых сегодня событий Священной истории — изгнания Адама из рая и принесения Богомладенца в Иерусалимский храм.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня последнее воскресенье перед Великим постом — Прощеное воскресенье, и Церковь в этот день вспоминает события, связанные с изгнанием первых людей из рая. В книге Бытия говорится о том, что люди, согрешившие пред Богом — вкусившие от древа познания добра и зла и отступившие от Богом установленного правила жизни — были изгнаны из рая. Они были изгнаны для того, чтобы никогда не питаться от древа жизни, которое также росло в райском саду. Именно вкушение от этого древа жизни давало людям бессмертие. Мы никогда не будем точно знать, что это за древо жизни, какая духовная реальность скрывается под этим образом — древний текст доносит до нас упоминание об этой духовной реальности, но не раскрывает ее.
Если люди в раю имели бессмертие, то источником этого бессмертия мог быть только Бог. А потому древо жизни есть некая передача Божественной жизни человеку, потому что бессмертием обладает только Бог и тот, кому Бог благоволит передать этот дар. Творя человека по Своему образу и подобию, Господь возжелал передать дар бессмертия людям. Древо жизни — это и есть некий способ передачи человеку Божественной благодати, Божественной силы, Божественной энергии — частицы Божественной жизни. Эта передача благодати могла осуществляться только тогда, когда человек жил в соответствии с установленным Богом правилом жизни. Нарушив это правило, человек был отлучен от древа жизни. И, как замечательно повествует книга Бытия, ангел был поставлен с огненным мечом у дверей рая, чтобы не допустить человека к древу жизни (см. Быт. 3:24). Удивительный красочный образ, который помогает понять любому человеку ― и образованному, и простому, ― что между источником Божественной жизни и согрешившим встала непреодолимая стена.
Человек вынужден был поддерживать свое физическое существование, возделывая землю, — как сказано в той же Библии, в поте лица своего добывая хлеб (см. Быт. 3:19). Все развитие человеческой истории пошло отныне по иному пути: борьба за выживание, за продолжение рода стала главной целью человеческого бытия; и какое огромное место в этом целеполагании было отведено добыче хлеба насущного! Причем под хлебом нужно подразумевать не только кусок хлеба, и даже не только пищу, а все необходимое, что нужно человеку, чтобы сохраниться, выжить, продолжить свой род. На этом пути люди начали с самого простого, а сегодня достигают невероятно сложного. Но смысл исторического развития от этого не меняется — все направлено на то, чтобы сохраниться, преумножиться, увеличить свою силу.
Трудно сказать, каким было бы человечество, если бы не пошло по этому пути. Но оно сделало этот шаг, и на пути добывания хлеба насущного существовало и существует огромное количество проблем. Достаточно включить телевизор и посмотреть программу новостей, чтобы понять: все в конечном итоге вращается вокруг этой проблемы. Великие идеи, политические программы, правительственные решения ― всё направлено на достижение этой цели. В конце концов, забота об экономике — это забота о хлебе насущном, а забота о социальном благоустройстве — это забота о том, чтобы люди, добывая свой хлеб, не становились врагами, не теряли человеческого лица.
А как же основная цель бытия, ради которой человек был создан Богом, — жить в раю, в общении с Богом? Эта цель ушла. В этом еще одна проблема, которая была вызвана нарушением Божественного закона жизни — человек, добывая хлеб насущный, вкушая этот хлеб, вкушая все блага земные, очень часто в этом потреблении благ и видит высшее наслаждение и высшую цель. И если в древности благом и наслаждением был действительно кусок хлеба, который не давал человеку погибнуть, то сегодня, когда хлеба много, человек видит цель своего бытия в том, чтобы потреблять этих благ как можно больше, потреблять все, что только можно потребить, и получать максимум удовольствия.
Совершенно не случайно именно в этот день мы с вами слышали отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, который завершается удивительными по силе словами: «Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14). А что же такое похоть? Похоть плоти ― это и есть нарушение внутреннего баланса сил человеческих, нарушение целостности человеческого бытия, когда забота о плоти захватывает всего человека, когда забота о духе исчезает или перемещается на периферию жизни. Вот это поглощение внимания, сил, воли, чувств стремлением удовлетворить потребности плоти и есть похоть.
Как замечательно апостол Павел одно противопоставляет другому! Попечение о плоти есть закон бытия, закон падшего человечества. Ведь нет древа жизни, а потому и нужно пещись о своей плоти, заботиться о ней ― иначе прекратится род человеческий, иначе человек не выживет. Попечение о плоти есть разумное и богоугодное дело, коль скоро человек был отлучен от древа жизни. Но как легко Богом благословенное попечение о плоти превратить в похоть!
Нам с вами даются дни Великого поста именно для того, чтобы мы обо всем этом подумали. Подумали о том, что является нашим главным целеполаганием, куда устремляются все наши силы ― силы ума, воли, чувств. Ради чего мы живем? Чем мы отличаемся от животных, наших меньших братьев? Где место нашей заботе о внутренней жизни? И не превращаем ли мы законное попечение о плоти в похоть плотскую, в служение этой плоти как высшей ценности бытия?
Пост, который всем нам предстоит пройти, дает возможность о многом подумать, многое духовно переосмыслить и понять. Шаги, которые мы будем делать во время постного поприща — даже самые маленькие, незначительные шажки, направленные на преодоление похотей плоти, — будут давать нам надежду, сопровождая нашу жизнь внутренним радостным духовным опытом. А как важна надежда! Без нее невозможно жить. Без этой надежды на достижение подлинных целей бытия действительно можно превратиться в животное и потерять всякую перспективу жизни.
Сегодня по стечению календарных обстоятельств мы празднуем двунадесятый праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа. Мы вспоминаем о том, как Мать Спасителя Дева Мария принесла Его по обычаю в Иерусалимский храм на сороковой день после Его рождения и о том, как Младенца встретили старец Симеон и пророчица Анна. Тот самый старец, который долгие десятилетия ждал пришествия в мир Спасителя и надеялся на встречу с Ним. Эта надежда оправдалась. Он взял на руки Младенца ― Господа и Спасителя ― и произнес дивные слова, которые мы повторяем в храме каждый день: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром» (Лук. 2:29). Надежда ветхозаветного старца Симеона осуществилась через встречу с Господом. И как замечательно, что в начале Великого поста мы вспоминаем эту евангельскую историю и прославляем Господа, даровавшего возможность Симеону встретиться с Ним. Прославляя снисхождение Божие к старцу, мы одновременно обретаем силы, чтобы надеяться на нашу встречу с Богом, которая возможна только тогда, когда похоть плоти не станет лейтмотивом нашей жизни, когда похоть плоти не поработит все наши мысли и чувства, но когда законное попечение о плоти оставит нам жизненное пространство для работы ума, воли и чувств, для внутреннего делания и молитвы, которые только и способны привести нас к встрече с Господом, то есть к достижению цели нашей жизни ― к возвращению в рай, к возвращению к древу жизни.
Пусть Господь нам поможет именно так провести великие дни спасительной Четыредесятницы, чтобы встреча с Воскресшим даровала нам яркий и укрепляющий наш дух опыт общения с Богом, которое и являет нам прикровенно, но реально красоту рая, красоту Божиего Царства. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси