Накануне начала Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя. После отпуста вечерни Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Отказавшись от принятия Божиего закона, Божиего плана по устроению жизни мира и человека, первые люди были изгнаны из рая. Таким был ответ на грех, который они совершили. Это даже не было Божиим наказанием: это была Божественная констатация того факта, что грех и Бог несовместимы. В Боге нет никакого греха; в Божественной чистоте нет ни тени того, что не есть чистота. И потому Божественная жизнь, которая передавалась первым людям через древо жизни, не могла более соприкасаться с омраченным грехом человеческим естеством.
Людей, которые нарушают государственные законы, изолируют от общества (если это особо опасные нарушения) — не потому, что само общество злое, а потому, что человек, нарушивший основополагающие законы, становится несовместимым с общественной жизнью. Мы хорошо это знаем из существующей практики судопроизводства и наказания. Вот нечто подобное произошло на заре человеческой истории. Но, отлучая человека от общения с Собой, Бог не лишает его надежды: Он дает ему обетование о пришествии в мир Того, Кто спасет род человеческий, Кто сотрет главу змия — диавола (см. Быт. 3:15).
Люди вышли в мир — жестокий, опасный — одинокими, лишенными какой-либо помощи свыше. Они остались живы, они умножили свое потомство, но никогда в памяти людей, в их сердцах не исчез образ рая. И возникновение в глубокой древности многих религий, даже весьма странных и опасных, было не чем иным, как попыткой людей вернуться в рай, найти Бога. Господь не оставляет эти попытки, Он не отворачивается от человека. Он избирает народ, с которым заключает завет или союз. Представителем этого народа был Авраам, который дает Богу согласие вступить в завет с Ним и в ответ на свою веру и верность Богу получить обетование. То, что произошло тогда, в глубокой древности, имело огромное всемирно-историческое значение: Авраам обратился к Богу. Ну, а если подумать о жизненном пути тех людей, которые обрели рай, которые вернулись к Богу, то, когда бы они ни жили и к какому бы народу они ни принадлежали, очевидно, что их движение к Богу начиналось с обращения.
Что же такое обращение? Это, во-первых, взор, устремленный к Богу — не физический взор, а желание видеть в Боге цель своей жизни. Человеку вдруг становится ясно, что множество целей и ценностей, которые ему казались таковыми, вдруг перестают быть и целью, и ценностью; и тогда возникает непреодолимое желание достигнуть подлинной цели своего бытия. И вслед за обращением наступает нечто очень важное. Устремляясь к Богу, каждый человек не может не спросить себя — а что я должен сделать для того, чтобы достичь этой цели, чтобы обрести рай, войти в общение с Творцом? А сделать нужно обратное тому, что сделал Адам. Адам ослушался Бога, а тому, кто желает вернуться к Богу, нужно обрести послушание Его воле. Сделать это очень непросто, потому что у каждого складываются свои привычки, жизненные стереотипы, взгляды на окружающий мир и на самого себя. И для того чтобы сделать этот первый шаг на пути к Богу, для того чтобы обращение стало действенным, необходимо покаяние.
Покаяние есть действительно таинственный и спасительный акт, совершаемый нашим разумом, нашими чувствами и нашей волей. Покаяние есть, в первую очередь, осознание своего греха. Никакое движение к Богу, никакое духовное возрастание без этого осознания греха невозможно. Собственно говоря, пост и предлагается нам для того, чтобы мы покаялись. Главное содержание поста есть покаяние. Хорошо известно, что греческое слово «метанойя», переводимое на русский как покаяние, буквально означает перемену — перемену ума и сердца, перемену жизни. Поэтому целью поста является покаяние как подлинная перемена мысли и жизни. Это не одномоментный акт. Нельзя сказать: «Я вот сейчас раскаялся и готов для встречи с Богом». Нельзя сказать, что до какого-то момента человек жил во грехе, а затем покаянием все вдруг было смыто. Даже Таинство исповеди полностью не освобождает нас от всех грехов, потому что невозможно человеку раскаяться во всех своих прегрешениях. Поэтому исповедь есть очень важная часть общего процесса освобождения человека от греха, подлинного покаяния, которое совершается в Царствии Божием.
С чего же начинается этот процесс переосмысления жизни, эта перемена ума и сердца? Он всегда начинается с некоего испытания. Нужно не только осознать свою неправоту пред Богом и людьми, но и испросить прощения за свою неправоту. Чем более мы перед кем-то виноваты, тем сложнее нам испросить прощения. Но без этого прощения невозможен путь покаяния. Вот почему Великий пост и начинается чином прощения, когда в Прощеное воскресенье, после вечернего богослужения, люди собираются в храм для того, чтобы испросить прощения пред Богом и друг перед другом. Из практики мы знаем, что можем с легкостью подойти к людям знакомым или даже незнакомым и, следуя обычаю, сказать «прости меня» — так просто и легко, потому что на самом деле мы с этими людьми не в ссоре. Они нас не обидели, а мы не обидели их. Но как же тяжело подойти и попросить прощения у человека, с которым ты находишься в реальном конфликте, который тебе кажется врагом! К человеку, которого ты считаешь врагом, подойти и попросить прощения невероятно тяжело. Но если мы неспособны сделать этот шаг, то и весь путь покаяния обречен на неудачу. Поэтому сегодня мы и призываемся к прощению — к тому, чтобы просить прощения и прощать, делая тем самым первый шаг на пути освобождения от греха, делая реальный разворот навстречу тому пути, который ведет нас к Богу.
И сейчас мы совершим это важное действие. Здесь, в храме, каждый должен попросить прощения у другого, особенно у того, с кем находится в непростых отношениях. А когда мы придем домой, то и там следует опуститься на колени перед нашими родными, близкими, перед теми, с кем мы каждый день бок о бок живем, трудимся — и, конечно, не бывает так, чтобы эти домашние отношения не омрачались конфликтами, некоторым напряжением. Там-то особенно нужно испросить друг у друга прощения. Но если мы найдем в себе силы и завтра, придя на работу, попросить прощения у своих коллег, у тех, с кем мы вместе работаем или вместе учимся, то это может стать моментом обращения не только нас самих, но и тех людей, к которым мы обратим слово «прости». Путь духовного возрастания начинается с этого слова, и будем просить Господа, чтобы Он нам дал чистоту сердца и мужество, испросив друг у друга прощения, положить начало великопостному поприщу.
Я сознаю, что как Патриарх могу кого-то обижать своими делами, своими словами. Кто-то, может быть, неправильно понимает мои слова и намерения — такие люди существуют. Иногда эти люди реагируют через прессу, через средства массовой информации, и, читая об этом, я очень часто убеждаюсь в том, что это реакция на неправильно понятые слова, которая не имеет под собой подлинной причины. Мы не снимаем с себя ответственности за это, полагая, что за каждое слово нужно нести ответ. Общаясь со своими братьями-архипастырями, с духовенством, я тоже мог кого-то вольно или невольно обидеть, кому-то вольно или невольно причинить боль. И вот именно сегодня я у всех вас прошу прощения — у епископата нашей Церкви, у духовенства, у мирян — всех, кого вольно или невольно мог обидеть, или смутить, или насторожить, или даже озлобить. Благословите и простите меня, грешного.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси