Во вторник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным утренним богослужением в Богородице-Рождественском монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Грех, который гнездится в человеческой душе, проявляется в виде разных пороков. Среди них есть особо опасные — как для человека, который является носителем этих пороков, так и для окружающих его людей. К таким опасным порокам относятся гнев и злоба. Иоанн Лествичник, размышляя о них, говорил, что это духовная болезнь. Как у физической болезни есть много причин, так и у болезни духовной бывает много причин.
Гнев является формой выражения несогласия человека со словами и делами окружающих его людей. Этот способ выражения несогласия сопровождается неадекватной реакцией, когда человек повышает голос, употребляет злые слова, допускает оскорбления в отношении других. Нередко гнев является результатом психического расстройства человека, результатом болезни нервной системы. В таком случае это предмет медицинской озабоченности; нас же интересует гнев как болезненное проявление внутренней жизни человека, как некая духовная болезнь. Что же лежит в основе этой болезни? Каковы причины, каковы корни этого заболевания?
Как и большинство пороков, гнев произрастает от человеческой гордости. Гордый человек, который поставляет самого себя в центр жизни, развивает чувство самоуверенности. Самоуверенность все более и более утверждает человека в его горделивом отношении к окружающему миру. И если в отношении такого самоуверенного и гордого человека кто-то говорит слова или совершает дела, с которыми гордец не согласен, то он воспринимает это как некий вызов своему собственному «я» — самому важному и центральному, что есть в его жизни. Отсюда и произрастает эта страшная эмоция, сопровождающаяся повышенными интонациями, злыми словами, страшным выражением лица. Человек силой своего слова и выражением лица пытается нанести удар тому, кто с ним не согласен.
Есть в этом пороке что-то мучительное для самого человека, ведь гневливый человек не имеет друзей. Гнев разрушает отношения с ближними, с родными людьми, создает атмосферу чрезвычайно тяжелую для человека. Как много семей разрушается лишь от того, что кто-то из членов семьи не способен сдержать свой гнев и жизнь становится невыносимой! Святитель Тихон Задонский, размышляя о пороке гнева, говорит: «Как страшна внешность гневающегося человека, но что же тогда происходит в его душе!» Действительно, в момент гнева душа человека страдает, гнев действительно является проявлением болезни души.
Есть очень опасные последствия для жизни человека в гневе. Иоанн Лествичник, размышляя на эту тему, говорит: «Ничто так не препятствует вхождению в нас Святого Духа, как гневливость». Если человек не борется с гневом, если он не сознает опасности своей духовной болезни, то гнев перерастает в злобу.
Злоба — это искажение самой природы человека. Злоба — это такая болезнь, которая приводит к необратимым процессам в духовной жизни, разрушающим человеческую личность. Как замечательно говорит апостол Павел: Солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу (Еф. 4:26-27). Другими словами, если человек гневается долее, чем в течение одного дня, то его гнев перерастает в злобу, а где злоба, там диавол, потому что диавол есть зло. И если гневающийся человек пребывает в состоянии гнева долгое время, то начинаются необратимые процессы в его духовной жизни. Человек злобный может быть невоздержанным на слово, потому что он живет во злобе. Невозможно все время кричать, ругаться, но возможно на протяжении всей жизни сохранять зло в сердце. Для того, чтобы не произошло такого страшного помрачения духовной жизни человека, с гневом нужно бороться, не допуская, чтобы гнев перерос в злобу.
А какие же средства предлагает нам Церковь к тому, чтобы преодолевать порок гнева? Первым и самым главным средством является молчание. Положи, Господи, хранение устом моим (Пс. 140:3) ― эти замечательные слова псалма нужно вспоминать всякий раз, когда вдруг появляется непреодолимое желание обрушить гнев на своего собеседника или на человека, с которым вместе трудишься или живешь. Способность удержать язык свой от зла означает сотворить благо (см. Пс. 33: 13, 15).
Способность молчать очень высоко ценится в человеческом обществе. Недаром говорят, что молчание золото, а слово ― серебро. Молчащий человек способен контролировать свои мысли, свои слова, свои поступки. Поэтому так высоко ценилось и ценится молчание в аскетической практике Церкви. Это не означает, что все люди должны перестать говорить, что все должны превратиться в молчальников. Это невозможно, потому что большинство людей вовлечены в общественную жизнь, во множество отношений с окружающими. Но ценность молчания в том, что через него мы можем оградить себя от гнева и злобы.
И, конечно, великим средством преодоления этого порока является молитва. Когда чувствуем, что возбуждается гнев в сердце нашем, нужно остановиться, замолчать и обратиться к Богу с молитвой. Сделать это очень непросто. Но если в великие спасительные дни Святой Четыредесятницы мы начнем этот подвиг борьбы с гневом, раздражительностью, то сделаем очень важный шаг навстречу Господу. И да поможет нам Господь в эти великие спасительные дни Святой Четыредесятницы, преодолевая пороки, свойственные всем нам, делать хоть небольшие, но реальные шаги навстречу Воскресшему Спасителю. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси