Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого поста

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого поста
Версия для печати
17 февраля 2010 г. 14:35

Утром 17 февраля, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Храме Христа Спасителя первую в 2010 году Литургию Преждеосвященных Даров. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Многие пороки являются следствием греха, который коренится в сердце человека. Но есть два порока, которые являются не следствием греха, а самим воплощением греха: это пороки гордости и лжи, потому что и в одном, и в другом является сама природа диавольская. Диавол, падший ангел, стал таковым именно потому, что себя поставил в центр бытия, отвергнув Бога. Падший ангел самого себя поставил на место Бога, и тот же падший ангел стал воплощением лжи. Диавол — лжец и отец лжи (Ин.8:44); поэтому, когда люди заражаются гордостью и ложью, они творят диавольское дело.

Не сразу человек привыкает говорить неправду. «Нет лжи во младенце», ― говорит Иоанн Лествичник, и это правда: человек возрастает во лжи по мере своего собственного возрастания. Существует множество причин, почему люди говорят неправду. Иногда лгут потому, что опасаются сказать правду. Тот же Иоанн Лествичник говорит: «Иной суд тому, кто говорит ложь, опасаясь наказания, а иной суд тому, кто говорит ложь без предлежащей опасности». Да, действительно, перед лицом наказания или опасности человек способен сказать неправду. Это грех, но это грех меньший по сравнению с тем, когда люди говорят неправду либо просто пустословя, либо сознательно, чтобы нанести вред другим людям или неправедным путем стяжать себе некие блага. Когда ложь становится орудием в руках человека, направленным на достижение целей — будь то в личной, семейной или общественной, политической жизни, в профессиональной деятельности, ― тогда ложь особо наказуется Богом.

Но, помимо того, что всякая ложь наказуется Богом — ибо есть не что иное, как осуществление диавольского дела, — ложь опасна и для внутренней жизни человека, потому что результатом лжи является лицемерие. Лживый человек никогда не скажет другому, что говорит неправду. Он всеми силами будет создавать впечатление, что сказанное — это правда, и таким образом через лицемерие развивается то, что именуется двуличием. Двуличный человек — это человек, имеющий как бы два лица: одно подлинное, а другое мнимое. Но человек не создан, чтобы жить с двумя лицами. Он может быть духовно здоровым и целостным только тогда, когда у него одно лицо, как Бог восхотел. Таков Божий замысел о человеке. И когда мы навлекаем на себя второе лицо, мы разрушаем свою собственную внутреннюю целостность, мы становимся слабыми и уязвимыми. Вот почему ложь в первую очередь разрушает самого человека. Это не всегда заметно, особенно тогда, когда человек только вступает на путь лжи, но это очень хорошо ощутимо в конце жизни того, кто все время говорил неправду.

Всякое двуличие порождает подозрительность. Стоит только человеку один раз понять, что собеседник говорит неправду, как доверие к такому человеку пресекается и возникает опасное явление в межличностных отношениях — то, что мы называем подозрительностью. Подозрительность, подобно раковой опухоли, разъедает здоровую ткань человеческих отношений. Но причина подозрительности — всегда ложь, именно она провоцирует эту подозрительность. А ведь человек, который подозревает, может от обороны перейти к наступлению, и часто реакцией на ложь является агрессивность, порожденная подозрительностью. Вот так ложь разрушает ткань здоровых человеческих отношений; каждый это знает.

Чем заканчивается ложь в семье, обман супругов? Чаще всего семейной трагедией. Чем заканчивается ложь в масштабах страны и государства? Мы хорошо это знаем — наше поколение помнит, как много лжи обрушивалось на наше сознание. Ложь в международных отношениях также ведет к подозрительности и агрессии, разрушая мир и создавая угрозу войны. А ведь иначе и быть не может. Если диавол есть лжец и отец лжи, то разве ложь может породить мир, покой, радость, благополучие? Никогда!

Жизненная позиция христианина должна исключать ложь. Если мы творим ложь, мы творим дело диавольское. И, наверное, одним из самых сильных и убедительных свидетельств о глубокой вере человека является его правдивость. Ну, а если по каким-то внешним обстоятельствам, по слабости своей, в силу неправильного воспитания или влияния окружающих мы все-таки совершаем грех лжи — как же нам исправить этот порок, как нам прекратить говорить неправду? Замечательные слова принадлежат тому же Иоанну Лествичнику, которого мы неоднократно цитируем на первой седмице Великого поста, потому что мало кто так глубоко говорит о тайнах возрастания человека, духовного его совершенствования: «Кто имеет страх Божий, тот отстраняется от лжи, потому что имеет в себе строгого и нелицеприятного судию — совесть свою». Какие замечательные слова преподобного Иоанна! У того, кто живет в страхе Божием, кто сознает, что Бог знает и видит все и слышит нашу неправду, обостряется чувство совести. Каждое произнесенное лживое слово больно ранит такого человека, и, не желая уязвляться своей совестью, он не говорит неправду.

Будучи ребенком, я как-то спросил своего благочестивого отца: «Папа, ты говоришь, что нельзя говорить неправду. Но как можно прожить жизнь и не говорить неправду?» То, что сказал мне отец, я помню, и буду помнить до конца своей жизни. Он мне сказал: «Сынок, трудно не говорить неправду, но возможно. Но кто тебя тянет за язык говорить всю правду?» Это мудрые слова. Когда мы не хотим сказать неправду, никто не требует от нас, чтобы мы говорили правду. Мы можем молчать или сказать ровно столько, сколько можно сказать, не погрешая. К позиции человека, воздерживающегося от лжи и вместо лжи принимающего на себя молчание, — всегда уважение у окружающих. К такому человеку пробуждается доверие, он становится примером для других.

Пусть Господь поможет нам в дни Святой Четыредесятницы препобеждать наши пороки, в том числе один из самых губительных и опасных — порок лжи. И верим, что в ответ на нашу молитву, на наше предстояние Господу Он с любовью прострет к нам Свою руку и поможет нам на пути духовного возрастания. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 275-летия Московской архитектурной школы

Патриаршее поздравление епископу Козельскому Никите с 55-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление митрополиту Симону (Гете) с 75-летием со дня рождения

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла сотрудникам Кировского филиала АО «Апатит» по случаю 95-летия горнообогатительного комплекса

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 160-летию со дня рождения преподобномученицы великой княгини Елисаветы

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла ректору ВГИК В.С. Малышеву с 75-летием со дня рождения

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня сотрудника органов внутренних дел

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла народной артистке СССР А.Н. Пахмутовой с 95-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление митрополиту Антонию (Черемисову) с 85-летием со дня рождения

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам Саммита религиозных лидеров СОР29