Ученым советом Института филологических исследований Санкт-Петербургского государственного университета было принято решение о создании научно-богословского центра междисциплинарных исследований. Возглавил центр настоятель университетского прихода церкви святых апостолов Петра и Павла, секретарь ученого совета Санкт-Петербургской Духовной Академии, кандидат богословия, кандидат физико-математических наук, выпускник физического факультета СПбГУ протоиерей Кирилл Копейкин.
Необходимость создания научно-богословского центра связана с тем, что на рубеже тысячелетий наука пришла к необходимости отказаться от привычного противопоставления познающего субъекта познаваемому объекту. Исследуя процесс квантовомеханического измерения, Иоганн фон Нейман показал, что полная формулировка законов квантовой механики невозможна без обращения к человеческому сознанию. Это означает, что привычное понятие об «объективной реальности, независимой от нашего сознания» оказалось поставлено под вопрос. В связи с этим вспоминаются слова одного из создателей квантовой механики Вольфганга Паули: «Не так уж маловажно то, что думают физики, ведь именно узость … идеала объективного мира, существующего в пространстве и времени по закону причинности … вызвала конфликт с духовными формами различных религий. И если само естествознание ломает эти узкие рамки – как оно это сделало в теории относительности и в еще большей мере способно сделать в квантовой теории, – то соотношение между естествознанием и тем содержанием, которое хотят охватить своими духовными формами религии, начинает выглядеть опять-таки иначе. … мы впервые начинаем понимать то обстоятельство, что представление о материальном объекте, якобы совершенно независимом от способа наблюдения этого объекта, является лишь абстрактной экстраполяцией, которая никакой действительности не соответствует. … В будущем … наука … будет не только терпимее к различным формам религии, но сможет, пожалуй, полнее рассматривая целое, обогатить и мир ценностей».
Впрочем, остается нерешенным самый главный вопрос: «Как же собственно можно включить сознание наблюдателя?». Дело в том, что мы не знаем, что такое сознание. Но сознание обязательно предполагает возможность словесного отчета – как самоотчета, так и отчета перед другими. Поэтому можно сказать, что учет сознания может быть осуществлен посредством учета языка наблюдателя, превращающего события внешнего космоса в собственность нашего внутреннего мира. Фактически это уже происходит. Как отмечал один из творцов квантовой физики Вернер Гейзенберг, возникновение сформулированной в результате напряженных дискуссий «копенгагенской интерпретации» ознаменовало собою начало поворота от только лишь формально-логическго – «формульного» знания – к знанию гуманитарному – «языковому». Обсудить и осмыслить гуманитарную подоснову квантовой механики предполагается на ближайшем семинаре Научно-богословского центра междисциплинарных исследований «Материя и сознание: язык природы и язык человека».
Семинар состоится 16 мая в 17-30 на филологическом факультете СПбГУ.
Дополнительная информация: www.slovo.iphil.ru
Контактная информация: 328-97-89, отец Кирилл
E-mail: nbcslovo@bk.ru
Патриархия.ru