На прошедшем 5 марта заседании Священного Синода епископ Павлово-Посадский Кирилл был назначен главой новой синодальной структуры ― Комитета по делам казачества. Ранее владыка Кирилл был введен в состав Совета при Президенте РФ по делам казачества. В беседе с корреспондентом «Благовест-инфо» иерарх поделился своим видением взаимоотношений Русской Православной Церкви и российского казачества.
По словам владыки Кирилла, за год, минувший со времени создания Президентского совета по делам казачества, его главой А.Д. Бегловым, заместителем руководителя Администрации Президента РФ, была проделана «огромная работа». Архипастырь напомнил, что в октябре 2009 года Святейший Патриарх Кирилл принял участие в выездном заседании Совета в Новочеркасске и «официально принял казачество под свое духовное водительство».
Любое церковное послушание в той или иной мере связано с просвещением людей. И сегодня просвещение, духовное воспитание казачества — чрезвычайно важная задача, убежден епископ Кирилл.
«Казаки открыто говорят о своем желании воцерковляться, они заявляют о себе как о православных людях. Вообще неправославный казак — это не казак. И поэтому святое дело Церкви — заниматься этими людьми», — подчеркнул архиерей.
«Сегодня существует два типа казачества: реестровое и нереестровое, то есть казачество общественных организаций. Первое входит в Государственный реестр казачьих организаций, его члены считаются государственными служащими, — пояснил епископ Кирилл. — Сегодня реестровых казаков насчитывается 800 тыс. человек, а с членами семей — 7 млн. Это очень серьезное количество».
Не все эти люди являются потомками дореволюционных казаков, продолжил владыка. Некоторые из них вступают в войска «со стороны», но это вполне естественно — тем более что практически все казачьи семьи прошли через большевистские репрессии, многие семьи были выселены с Дона, Кубани, других мест исторического проживания казаков и утратили связь с казачеством.
«Сегодня Церковь будет строить в отношениях с казачеством ту же вертикаль, что присутствует в государственной политике», — отметил собеседник агентства.
Епископ Кирилл напомнил, что в России существует 10 реестровых войск, одиннадцатое (Центральное казачье войско) должно войти в реестр в этом году. Каждое из войск имеет отделения (округа) в разных регионах страны, а в этих отделениях есть объединения более низкого уровня — хуторские и т.д.
По такой же системе строится и церковное окормление казачества: возглавляет его архиерей — председатель Синодального комитета, затем по местам окормлением казаков занимаются епархиальные архиереи и назначенные ими священники казачьих войск, отделов (округов) и др. казачьих обществ, отметил иерарх.
Такая работа уже велась Русской Православной Церковью, но сегодня настало время ее упорядочения и совершенствования. Ранее работой с казаками занимались отчасти Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами, Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, однако объем работы столь велик, что настало время создать самостоятельную структуру. Роль председателя Синодального комитета в архиерейском сане — координировать и контролировать эту работу, рассказал епископ Кирилл.
На вопрос корреспондента «Благовест-инфо» о степени воцерковленности современных казаков, епископ Павлово-Посадский ответил, что серьезных социологических исследований на эту тему пока не проводилось. Однако, продолжил архиерей, «казак уже по умолчанию не может не быть православным. Прием в войско, выборы атамана и т.д. осуществляется только в присутствии священника. Учитывая роль Церкви в жизни казачьего сообщества, мы можем сказать, что сегодня наибольший процент православных верующих в России — именно среди казачества».
Патриархия.ru