В среду 10 мая, в большом зале при кафедральном Радосте-Скорбященском соборе Сан-Франциско, в присутствии Коренно-Курской иконы Божией Матери состоялось третье пленарное заседание IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ).
На заседании присутствовали 11 архиереев РПЦЗ во главе с первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром и 123 делегата.
Перед началом утреннего заседания митрополит Лавр сообщил, что после оглашения назначенного на этот день доклада члены Собора будут ознакомлены с содержанием выработанного на встречах согласительных комиссий РПЦЗ и Московским Патриархатом (МП) «Акта о каноническом общении».
Заседение открылось докладом чтеца Андрея Псарева «Развитие мировоззрения Русской Зарубежной Церкви в отношении Поместных Церквей и инославия». Докладчик отметил, что мировоззрение РПЦЗ в отношении Поместных Церквей и неправославных христиан было представлено двумя направлениями: миссионерским и охранительным. Период первого направления совпадает с годами возглавления РПЦЗ митрополитами Антонием (Храповицким) и Анастасием (Грибановским), т.е. с 1920-го по 1964 год. Второе направление берет свое начало со времени третьего первоиерарха РПЦЗ митрополита Филарета (Вознесенского) и продолжается до наших дней, с оговоркой, что после избрания в 2001 году на первенствующую кафедру Зарубежной Церкви митрополита Лавра отношение к Поместным Церквам стало приближаться к умеренным нормам первого периода.
В своем основании РПЦЗ, сказал далее докладчик, по сути опиралась не на букву канонов, но «интуитивно водилась их духом», выраженным святым апостолом Павлом: «всем бых вся да всяко некия спасу» (1 Кор. 9: 22). Будучи в неопределенном статусе, РПЦЗ в первый период не прерывала общения с другими Поместными Церквами, однако «считала своим долгом печаловаться о том, с чем не могла мириться ее совесть».
Второй период ознаменован принятием без отпускных грамот клириков Поместных Церквей на основании, что «они осудили не Епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделений» (15. Двукр. Соб.). Следствием этого курса явилось анафематствование т. н. экуменической ереси, впрочем без поименования «лжеепископов и лжеучителей».
Обостренное национальное самосознание, поддержка русского антикоммунистического движения и фактор холодной войны играли не последнюю роль в рассматриваемых А. Псаревым вопросах. Докладчик предложил делегатам определить, что в мировоззрении РПЦЗ в ее отношении к поместным церквам и неправославным христианам соответствует Преданию Вселенской Церкви, а что было привнесено под влиянием внешних и внутренних обстоятельств, и призвал к диалогу с прошлым и настоящим РПЦЗ.
Вслед за прениями по докладу был оглашен протокол второго дня Собора.
В послеобеденном заседании Собора выступил епископ Ишимский Евтихий. Он сказал, что, будучи архиереем РПЦЗ в России, он находится в особом положении. Епископ Евтихий подчеркнул, что принял архиерейский сан «в целях помочь нормализовать положение с приходами РПЦЗ на территории России». Это было сложным и не всегда удачным служением. Выступающий отметил, что объединение Российской Церкви необходимо, «но подходить к нему нужно со всяким вниманием». Епископ Евтихий закончил слово призывом «не допустить раскола внутри Русской Зарубежной Церкви».
После выступления епископа Евтихия члены встречной комиссии РПЦЗ по переговорам с Московским Патриархатом снова заняли свои места в президиуме. Секретарь комиссии митрофорный протоиерей Александр Лебедев ознакомил делегатов Собора с текстом проекта «Акта о каноническом общении» и разъяснил возможные последствия этого документа для будущей жизни и канонического устройства РПЦЗ. Оживленное обсуждение Акта (выступило около 40 человек), как сообщает Пресс-служба РПЦЗ, «прошло в духе соборности и братской любви».
Третий день работы IV Всезарубежного Собора РПЦЗ закончился 20:45 по западно-американскому времени малым повечерием в кафедральном соборе.
Патриархия.ru по материалам официального сайта РПЦЗ