21 марта 2010 г., в неделю 5-ю Великого поста и день памяти прп. Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил в Храме Христа Спасителя хиротонию архимандрита Вениамина (Тупеко), наместника Благовещенского мужского монастыря г. Минска, во епископа Борисовского, викария Минской епархии. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх вручил новохиротонисанному владыке архиерейский жезл и произнес напутственное слово.
Ваше Преосвященство, дорогой владыка Вениамин!
Ныне, в пятое воскресение Великого Поста и день памяти великой подвижницы, чтимой всей полнотой Православной Церкви — преподобной Марии Египетской, по Промыслу Божию совершилась твоя личная Пятидесятница. Через возложение рук святителей Церкви Христовой принял ты благодать Святого Духа, соделавшего тебя архиереем и даровавшего тебе все потребное для исполнения высокого и ответственного епископского служения.
Тебе предстоит нести архипастырские труды в качестве викария под руководством митрополита Минского и Слуцкого Филарета, молитвенно отмечающего сегодня свое 75-летие.
Призываю тебя к тому, чтобы все свои начинания на новом для тебя поприще ты совершал в соответствии с принципом богозаповеданного церковного единства. Следует помнить, что Русская Православная Церковь на основании канонического преемства объемлет собой все народы, просвещенные светом Христовой Истины в водах крещальной купели Древнего Киева.
Проявляя всемерное уважение к законодательным нормам и традициям, исторически сложившимся особенностям взаимоотношений государств, ты призван проповедью утверждать среди наших современников сознание неразрывной культурной общности восточных славян, чье духовное становление связано с именем святого и равноапостольного великого князя Владимира.
Церковь должна быть местом встречи представителей разных культур и идентичностей, общим домом, в котором так нуждаются ныне люди, разделенные по политическим, социальным, имущественным, национальным и другим признакам.
Поэтому нужно делать все возможное для того, чтобы узы наших народов, испытанные веками, были неразрывны; чтобы Православная Церковь была той духовной скрепой, которая удерживает в единстве культурное и цивилизационное пространство, это многоценное сокровище, доставшееся нам в наследство от предков.
Все мы пребываем в единой надежде, которая, по слову апостола, «есть Христос, упование славы» (Кол. 1:27), и потому мы должны неленостно и сообща трудиться над совершением церковной миссии, дабы, как говорит тот же апостол языков, «не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (см.: 1 Кор. 12:25).
Эта взаимная поддержка особенно важна в условиях, когда современный мир обращает к нам многие вопрошания и требования. Ответом на них должно быть твердое православное свидетельство Евангельской Истины, осуществляемое церковными общинами, пребывающими в неповрежденной вере, глубоко укорененными в святоотеческой традиции и имеющими центром своего духовного бытия святую Евхаристию.
Только созидая свою жизнь на этом прочном основании, мы можем дать внятный и осмысленный ответ на все обращенные к нам вопросы. Посему церковная проповедь, особенно та, что адресована людям малоцерковным, а также молодому поколению, призвана стать предметом твоей особой заботы, дабы «Слово Божие росло и распространялось» (Деян. 12:24).
Работа с этими категориями людей: людьми малоцерковными, идущими только по пути в храм, с молодым поколением, должна получить развитие как на епархиальном, так и на приходском уровне. Горячее слово веры, обращенное к юному сердцу, способно вызвать живой отклик в душе молодого человека. Сегодня нужно идти навстречу людям и создавать условия для полноценного воцерковления тех, кто откликается на спасительный голос Церкви.
Христианское просвещение не может быть ограничено лишь только возвещением слова Истины с церковного амвона, потому что в церковь приходит меньшинство даже крещеных и верующих людей. Именно поэтому возвещение слова Божественной Истины требует развития образовательных проектов и программ, благодаря которым современный человек получает возможность постигать нормы духовной жизни и многовековую мудрость православной традиции в доступной и привычной для него форме и тем самым делает первый шаг к тому, чтобы войти под своды православного храма.
Не только словом, но и личным примером следует побуждать клир и паству к делам любви и милосердия, без которых нет подлинной христианской жизни, дабы духовенство и прихожане, не ограничиваясь заботой только о членах прихода, шли в мир к скорбящим, нуждающимся и обремененным. Ибо мы, по слову апостола, «Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10).
Святитель Московский Филарет, у мощей которого ты сподобился ныне принять благодать архиерейства, обращаясь к одному из новопоставленных архипастырей, вспоминал евангельские слова и наставлял: «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). По этому совершеннейшему примеру тщися и ты как можно более служить ради любви, а ради смирения как можно менее допускать, да послужат тебе».
Эти замечательные слова святителя Филарета перекликаются с сегодняшним Евангельским чтением, промыслительным для тебя, и прими эти слова Евангелия всем своим сердцем: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10:43-44). Нужны мудрость и такт, осознание ответственности, которая лежит на архиерее, чтобы осуществлять эту заповедь Христову спасительно для себя и несоблазнительно для людей.
Вместе с тем следует помнить, что труды, осуществляемые по самому выверенному и обоснованному плану, окажутся малоуспешными, если они не будут сопряжены с горением сердца и вдохновенной и усердной молитвой. Пусть же молитва будет всегда в центре твоей жизни. Вчера, во время наречения, ты мудро сказал о том, что в центре епископского служения — Крест Христов. Так вот, этот крест нельзя ни поднять, ни нести достойно и спасительно, если в центре жизни нет молитвы.
Пусть же твое грядущее служение будет исполнением слов Евангелия: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).
Прими сей жезл и благослови народ Божий, молившийся во время совершения Божественной литургии и хиротонии о даровании тебе благодати архиерейства. И да помогает тебе Господь на предлежащем поприще быть пастырем добрым, полагающим душу свою за овец и во всем представляющим себя Церкви Христовой образцом «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12).
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси