Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Великий понедельник в Покровском женском монастыре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Великий понедельник в Покровском женском монастыре
Версия для печати
29 марта 2010 г. 14:56

29 марта 2010 года, в Великий понедельник, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в соборе Воскресения Словущего Покровского женского монастыря. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня понедельник Страстной седмицы. Этим богослужением мы вводим себя в тайну этих семи спасительных дней, в тайну последних слов Спасителя, которые Он произнес в Иерусалиме, обращаясь к жителям этого города. Мы обращаемся к словам, исполненным огромной силы, к словам, в которых сама Правда Божия представлена так ярко и так пронзительно, что на нее невозможно было не откликнуться. И мы знаем, что многие эту Правду приняли и пошли за Господом. Но у очень многих эта Правда породила в их сознании злобу к Тому, Кто эту Правду провозглашал. И затем Господь был схвачен, истерзан, распят и в третий день воскрес.

Нет никакой другой недели в году, никакого иного промежутка времени, который был бы так насыщен воспоминаниями о самом важном, что произошло в человеческой истории. Сегодня мы читали Евангелие, которое повествует и о последних днях человеческой истории, и о приближавшемся разрушении Иерусалима римлянами — о чем Господь, предвидя, сказал в преддверии Своих страданий жителям Иерусалима. В этом евангельском чтении содержится много важных и поучительных слов. Но я хотел бы выделить только одно Божественное высказывание: «из-за умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Господь сказал об этом, как бы прозревая последние дни — и последние дни в исторической жизни Иерусалима до его разрушения, и последние дни человеческой истории.

Что означает беззаконие? О каком беззаконии идет речь? В сознании многих людей закон — это те государственные акты, которые регулируют жизнь общества. Если мы нарушаем эти акты, эти законы, то в обществе наступает хаос или, по крайней мере, возникает опасность хаоса, и потому общество защищает себя от тех, кто закон нарушает. Но в Евангелии сказано не о человеческом законе. В Евангелии сказано о законе Божественном. Господь, говоря о беззаконии, имел в виду нарушение Божественного закона: «по причине умножения беззакония во многих оскудеет любовь».

Любовь является высочайшей ценностью, дарующей человеку реальное счастье, чувство блаженства. Любовь — это то, что преобразует жизнь человеческую по образу жизни Божественной; это для одних — мечта, для других — конкретная цель, для третьих — непонятная, но влекущая к себе сила. Никто не может сказать, ни один человек, что любовь — это плохо, что любовь — это зло, потому что вселенский человеческий опыт свидетельствует, что это — радость, это — счастье, это — подлинное благополучие.

Почему же Господь говорит, что по причине беззакония во многих оскудеет любовь? Да потому, что любовь есть не только высочайшая ценность, но и дар Божий. Человек не может сформировать любовь, он не может воспитать в себе любовь, как можно сформировать убеждения или воспитать волю. Любовь даруется нам свыше, и есть непременное условие: человек должен жить по Божиему закону, чтобы иметь подлинную любовь. А если мы нарушаем Божий закон, если не по слову Божиему живем, а по своему хотению, по своему мудрованию, по чьему-то злому совету, то тогда нам этого дара любви не дается.

А то, что мы часто считаем любовью, любовью вовсе не является. Как очень часто бывает — встречаются люди, думают, что любят друг друга, вступают в брак, проходит совсем короткое время, и от этой так называемой любви, следа не остается, а на месте любви возникает злоба, отчуждение, ненависть. Все это не любовь, и любовью не было. Для того чтобы иметь любовь, нужно исполнить Божий закон. А чтобы иметь любовь в течение всей жизни, нужно этот закон исполнять, нужно жить по Божиим заповедям. Как еще можно яснее сказать, что Бог учит нас не чему-то непонятному, неизведанному, непонятному, неизведанному, нелогичному — Он учит нас самому главному — как нужно жить, чтобы быть счастливым. И неслучайно в первый день Страстной седмицы нам предлагается эта удивительная истина, которую Господь сообщил ученикам и всем жителям Иерусалима в начале седмицы, отделявшей Его от светлого и торжественного Воскресения. Потому что это, может быть, одно из самых важных утверждений на страницах Божественного Слова. Это ключ к человеческому спасению, это ключ к человеческому благополучию, это ключ к человеческому счастью.

Ну а что происходит, когда мы не живем по Божиему закону? Что происходит, когда мы совершаем беззаконие? Происходит то, что происходит. Не только любовь исчезает из человеческой жизни, но и человеческие законы становятся неисполнимыми. И никакая угроза принуждения, никакая угроза наказания не останавливает людей от нарушений законов, потому что если человек беззаконное пред Богом творит, попирая, в том числе, и голос своей совести, то какой человеческий закон его может остановить? И если он никогда не задумывается о своем духовном состоянии, если не подвергает себя внутреннему испытанию, если не переосмысливает свою жизнь, то возрастание в беззаконии приводит людей к страшным преступлениям, в том числе и тем, что караются человеческим законом.

Такое страшное преступление совершено сегодня утром в Москве. На станциях метро были взорваны ни в чем не повинные люди. Какие цели можно оправдать гибелью невинных людей? Каких целей можно достигнуть, попирая Божественный закон так страшно и так цинично? Никакие цели никогда не будут достигнуты кровью и гибелью невинных людей. Идущие на это злодеяние будут наказаны — уже здесь, в земной жизни, потому что беззаконие пред Богом, которое оборачивается гибелью людей, есть не просто нарушение Божиего закона, но есть вызов Самому Богу, Его замыслу о мире и человеке.

Нас ужасают такие страшные деяния, но нас не ужасают многие другие — наши собственные — преступления Божиего закона. Все начинается с человеческого сердца. Все начинается внутри, с нашего сознания, в глубине нашей души. Если мы в мелочах как бы привыкаем нарушать Божий закон, то может настать момент, когда и в самом страшном мы окажемся способными этот закон нарушить. Вот почему забота о своем духовном состоянии, о собственной внутренней жизни — это то, что является первичным. Все остальное вторично. Все то, что мы считаем первичным — наши ежедневные заботы, забота о материальном благополучии и даже о своем здоровье — все это вторично по отношению к заботе о своей собственной душе. И если, живя по закону Божиему, мы будем устроять свою внутреннюю жизнь так, как того Бог желает, то все другие задачи, которые мы ставим перед собой, будут по милости Божией решаться. Будет решаться самая главная жизненная задача, которая стоит перед каждым человеком — иметь счастье, радость в сердце, подлинное благополучие, которое не завершается с завершением нашей земной жизни, но переходит в вечность.

Пусть сегодняшние слова Спасителя об умножении беззакония, об исчезновении любви навсегда сохранятся в нашей памяти, особенно тогда, когда мы возжелаем совершить нечто такое, что является беззаконным пред очами Божиими.

А сейчас совершим заупокойную молитву о всех ныне в Первопрестольном граде нашем невинно убиенных. Помолимся, чтобы Господь принял души этих людей в Свои небесные обители, чтобы успокоил их родных и близких, тех, кто сегодня осиротел, лишился мужа или жены, брата, сестры или детей. Помолимся о всех, кто сегодня страдает, а также о тех, кто сегодня трудится для того, чтобы физически облегчить страдания людей — наших врачах, и о тех, кто расследует это преступление.

В ответ на такого рода злодеяния наше общество должно становиться солидарным. Если мы будем чувствовать боль другого человека, сопереживать страданию других, то и нашим страданиям будут сопереживать. И тогда мы будем одной большой сильной семьей, способной, в том числе, справиться и со всеми этими кошмарами, которые обрушивает на нас злая человеческая воля. И сегодня мы имеем множество ярких примеров этой солидарности в городе Москве. Но одновременно имеем примеры и цинизма. Только что мне сказали о том, что таксисты в несколько раз увеличили цены за проезд — только потому, что люди не могут пользоваться метро. Я хочу сказать этим людям: эти деньги не пойдут вам впрок. Верните их, совершите на них добрые дела. Всякое желание нажиться на горе другого оборачивается горем. Когда мы сталкиваемся со страданиями, нашим ответом должно быть желание разделить с людьми это страдание. Вот тогда наше общество действительно будет солидарным и в радости, и в скорби.

А сейчас помолимся о упокоении душ невинно убиенных, дабы Господь принял их в небесные Свои обители и сотворил вечную молитвенную о них память в сердцах наших. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина