Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршее слово в Великий четверг в Храме Христа Спасителя

Патриаршее слово в Великий четверг в Храме Христа Спасителя
Версия для печати
1 апреля 2010 г. 16:05

В Великий четверг Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Всех вас, дорогие владыки, всечестные отцы, братья и сестры сердечно поздравляю с великим праздником — с Великим четвергом. В этот день совершились три важных события, проникновение в суть которых помогает нам многое понять в истории спасения рода человеческого.

Первое событие — это предательство Иуды. Ближайший ученик Господа не выдержал упреков совести, когда увидел, как грешная женщина, отдав все свои деньги, все, что имела, купила благоуханное миро — драгоценную жидкость, которой помазывали царей на царство — и возлила это миро на главу Спасителя, как бы приуготовляя Его к погребению. Весь внутренний мир Иуды противился тому, что он видел. Он не понимал смысла этой жертвы. Он видел совершенно иное предназначение для денег. Он связывал с деньгами свое личное благополучие и не мог понять своим жестоким сердцем, что такое жертва, жертвенность, способность отдать себя или то, что мы имеем, бескорыстно другому человеку.

Затем во время последней, Пасхальной вечери, которую Господь совершил со Своими учениками, Он умыл им ноги. По восточному обычаю люди, когда входили в комнату, где принимали пищу, снимали обувь, и рабы или слуги мыли им ноги. Господь Сам, будучи Главой этого собрания, Предстоятелем апостолов, взял воду и вымыл им ноги, сказав о том, что и они должны умывать друг другу ноги — конечно, не в прямом, а в переносном смысле, в том смысле, что важнейшим измерением человеческой жизни является способность и готовность послужить другому человеку. И как Сын Божий, безмерно превосходящий все творение, ибо Его Словом из небытия в бытие была приведена вселенная, Он склоняется перед Своими учениками и умывает им ноги, давая всем нам пример не просто формального подражания, но пример жизни.

Наконец, третье, и, может быть, самое важное событие. Господь возжелал, чтобы все то, что Он совершит на Кресте, было постоянным достоянием всего человеческого рода. Но не только в том смысле, что люди должны, по крайней мере раз в год, вспоминать об этом событии — Он возжелал, чтобы каждый верующий человек, где бы и когда бы он ни жил, какой нации или какому поколению людей он ни принадлежал, имел реальную возможность быть соучастником Тайной вечери — последней вечери Христа с Его учениками, а также Его смерти и Его Воскресения. И потому Господь в конце этой вечери, благословив хлеб и преподав его ученикам, сказал: «это Тело Мое, за вас преломляемое в оставление грехов». И затем, уже в самом конце вечери, благословив чашу, сказал: «эта чаша есть чаша Моей Крови, за вас изливаемая» (см. Мф. 26, 26-28). И, вкусив от того хлеба и от той чаши, ученики подлинно вкусили Тело и Кровь Спасителя, Которые должны были быть распяты, умерщвлены и пролиты за них и за весь род человеческий. И Господь повелел, чтобы это действие происходило всегда в Его воспоминание. И когда мы благословляем, преломляем и вкушаем хлеб и вино, мы не просто вспоминаем, что было тогда в Сионской горнице. Мы силой Святого Духа становимся вместе с апостолами соучастниками и Тайной вечери, и Голгофской Жертвы, и преславного Воскресения. Мы входим в Божественную жизнь, входим в тайну спасения, совокупляемся со всем тем, что Бог во Христе сделал для нашего спасения. Мы становимся причастниками Божественной жизни.

Все это не просто слова, но реальность, являемая не силой человеческой, а силой Святого Духа. Церковь Божия — это и есть та община, где силой Святого Духа люди постоянно приобщаются ко всему тому, что совершил Христос, — через вкушение хлеба и вина, освященных в Таинстве Евхаристии, через приобщение подлинных Тела и Крови Господних. И через это приобщение мы обретаем великую силу — Бог входит в нас, исправляет наши немощи, прощает наши грехи, дарует нам духовные и физические силы. Святая Евхаристия — это самое великое действие, которое происходит в роде человеческом. Ничто не может сравниться с этим действием, потому что это — открытая дорога к Богу, по которой человек восходит на Небо и по которой с Неба низводится на человека Божественная благодать.

Когда в трудные годы гонений закрывались храмы и церковно-приходские школы, когда власть запрещала учить и детей, и взрослых вере, когда власть запрещала заниматься делами милосердия, оказывать помощь нуждающимся, когда воспрещался любой диалог и любое взаимодействие Церкви и общества, когда власть, не веровавшая в Бога, позволяла нам молиться в немногих храмах, где мы совершали Таинство Евхаристии, — власти по своим убеждениям, по своему безбожию не придавали этим действиям никакого значения, для них это не играло никакой роли. Но, по Промыслу Божию, Церкви Божией было оставлено то, в чем и посредством чего Церковь обнаруживает самоё себя, становится Телом Христовым. Во время принесения Бескровной Жертвы наши деды, отцы и мы, принадлежащие к старшему поколению, молились о стране нашей, о народе нашем, о Церкви нашей, смиренно прося Господа в Таинстве святой Евхаристии даровать всем нам прощение грехов и жизнь вечную. Через это Cвятейшее Таинство благодать никогда не отнималась от нашего народа, и верим, что именно эта открытая дверь в Небо помогала нам обретать силу Божественной благодати, сохранить веру и сохраниться как народу, сохранить свое национальное самосознание и свое лицо.

И сегодня, когда в полной свободе мы имеем возможность и учить детей и взрослых, и творить дела милосердия, и делать много других добрых дел, и взаимодействовать с властью, с государством, с обществом, мы должны помнить, что самое главное, что мы совершаем как Церковь — это Святейшее Таинство Евхаристии. Вот почему важно, чтобы верующие люди чаще причащались Святых Христовы Таин.

В древности, когда кто-то из крещеных, находясь на Литургии, не причащался, то должен был дать публично объяснение епископу, по какой причине он уклоняется от принятия Святых Христовых Таин. Сегодня эта традиция ушла от нас по нашей слабой вере, по нашему слабому благочестию. Но традиция эта священна, и все мы должны стремиться к тому, чтобы как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин, предварительно исповедуя наши грехи, приуготовляя свою душу к причастию Святых Христовых Таин. И будем верить, что именно через это причащение Господь будет восполнять наши немощи, наши слабости и исцелять наши недуги.

Я всех вас поздравляю с Великим четвергом — днем, который имеет огромное духовное значение для нашей жизни.

И в завершение я хотел бы сегодня обратиться еще раз к тем, кто пострадал от страшных террористических актов в Москве и Кизляре. В дни Страстной седмицы верим, что Господь приклонит милость к живым, исцелит их и дарует утешение родным и близким. Но как Господь покарал Иуду и никогда его не простил, так Бог покарает и тех, кто в эти святые для православных христиан дни пролил невинную кровь. То, что сделали эти люди, — страшнее иудиного предательства. То, что сделали эти люди, не будет Богом прощено.

Наша же с вами задача заключается в том, чтобы, сохраняя мирный дух предпасхальных святых дней, молиться крепко о стране нашей, о народе нашем, об исцелении наших недугов, о возрастании всех нас в силе и правде Божией. И верим, что, проведя нас через многие испытания и скорби, Господь, в ответ на нашу веру и на нашу верность Ему, приклонит нам Свою милость и дарует всем избавление и оставление грехов и радость предвкушения Пасхального празднования и вечной Пасхи в Царствии Божием. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина