Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в кафедральном соборе святых Жен-мироносиц г. Баку

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в кафедральном соборе святых Жен-мироносиц г. Баку
Версия для печати
25 апреля 2010 г. 14:47

25 апреля 2010 г., в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе святых Жен-мироносиц г. Баку. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимый владыка Александр, дорогие отцы, братья и сестры!

Для меня большая радость вступить на землю Баку с тем, чтобы вместе с Вами совершить Божественную службу и помолиться. В минувшем ноябре я имел возможность быть в этом храме, но, к сожалению, из-за обстоятельств, связанных с очень напряженной программой, не было времени, чтобы совершить Божественную службу. И я тогда сказал вам, что непременно приеду, для того чтобы вместе с вами помолиться. И благодарю Бога за то, что Он, приклонив милость Свою ко мне, дал мне такую возможность.

Мы находимся с вами на земле, овеянной подвигами святого апостола Варфоломея, мощи которого пребывают в этом храме. Здесь юная христианская община делала свои первые шаги — в языческом, агрессивном окружении. И мы знаем, что именно здесь, на этом месте мученическую смерть принял апостол Варфоломей. И с того самого времени зерна, посеянные в эту землю, никогда не иссушались солнцем, никогда не заглушались сорняками, никогда не уносились птицами, которые клевали эти зерна (см. Мф. 13:3-8). Здесь продолжает существовать с апостольских времен христианская община, и потому с особым чувством я пришел на эту землю, чтобы представить себе всю историю христианства на этой земле, всю историю пребывания Христовой Церкви.

Замечательно, что наше совместное богослужение мы совершаем в воскресенье, когда вспоминаем хорошо всем известную историю расслабленного (Ин. 5:1-15). Господь исцелил человека, который мечтал быть исцеленным. Это не была просто человеческая мечта — это была надежда; и не просто человеческая надежда, но надежда на Бога. Несчастный расслабленный, по нашему просто парализованный, человек лежал рядом с купелью, в которой раз в году возмущалась ангелом вода, в надежде на то, что он когда-то войдет в эту воду и получит исцеление — не от людей, потому что люди не умели исцелять эту страшную болезнь, но от Самого Бога. Тридцать с лишним долгих лет лежал этот человек — и вот Господь дарует ему исцеление.

Нам иногда кажется, что Бог должен немедленно откликаться на наши просьбы, что Бог должен нас постоянно сопровождать на нашем жизненном пути, что Он должен вмешиваться во все наши жизненные обстоятельства, иногда такие простые, мелочные, в наши конфликты, в наши человеческие недоразумения. Мы ведь постоянно призываем Бога вмешаться, когда говорим: «Господи, с соседкой поссорилась (или поссорился), уж такая плохая соседка — Ты мне помоги»; на работе что-то произошло — «помоги»; на поезд опоздал — «помоги». Казалось бы: Божие всемогущество, Божие величие — и наши повседневные заботы… Ну понятно, расслабленный ходить не мог — вопрос жизни. А что мы со своими скорбями, со своими повседневными заботами?

Так вот, каждый должен помнить, что пред Богом нет больших или маленьких проблем. У Бога нет сильных, властных, выдающихся, талантливых, богатых или, наоборот, бесталанных, бедных, больных. У Бога есть Его дети, и каждый обращается к Богу с той проблемой, которая его ранит. Для одного это вопросы большой политики, а для другого — отношения с соседкой, или с кем-то из семьи, или с кем-то по работе. Человек так устроен, что и самые огромные проблемы, с которыми сталкиваются главы государств и правительств, и наши простые человеческие проблемы сердце ранят одинаково. Вот почему у Бога и нет различия: большая проблема или малая, великий человек или совсем незаметный. Пред Богом — вся наша внутренняя жизнь, пред Ним — наша радость и наша боль, и Он откликается на радость и на боль любого человека. Вот почему нужно обращаться к Богу постоянно с молитвой — даже тогда, когда на поезд опоздал, и что-то не рядится в жизни, и заболел, и скорби семейные, и неудачи по работе.

Но к Богу нужно обращаться с молитвой, когда решаются задачи и огромной важности. Вот почему сегодня Церковь несет свое свидетельство, в том числе, и в мир политики, в мир экономики. Она обращается со словами к власть имущим, потому что везде должно быть Божией присутствие — и в большом, и в малом; потому что вся наша жизнь должна быть Богу посвящена, ибо Бог — наш Отец, и мы Его дети. Как родители земные сокрушаются по поводу самых незначительных проблем своих детей — маленький ребенок заплакал в кроватке, и мать тут же подбегает к кроватке, не задаваясь вопросом, большая или малая причина слез ее младенца, она отдает себя всю в этот момент, чтобы помочь плачущему младенцу, — так и Господь в каждый момент нашей жизни, если мы с верой обращаем к Нему свою молитву, вместе с нами и в больших, и в малых проблемах.

Мы приехали в Азербайджан, для того чтобы участвовать в решении очень важных проблем. Вы знаете, как много опасностей грозит сегодня человеческой жизни — в отношениях между странами, между народами; существует огромная проблема терроризма; не всегда ровно складываются отношения между представителями разных религий и культур, а мир становится таким тесным, так ускоряются все процессы в нашей жизни, так сокращаются расстояния, что мы во времени и пространстве становимся буквально, в прямом смысле слова, одной семьей. А когда люди бок о бок живут, то часто и возникают проблемы. Если в прошлом какие-то конфликты разделяли людей, живущих на расстоянии тысяч километров, то для того, чтобы преодолеть эти тысячи километров, нужны были многие-многие месяцы. Сегодня все географические расстояния преодолеваются в мгновение ока. Человечество вступило в очень сложный и опасный период, в новую фазу своего развития, когда конфликты, происходящие где-то далеко, становятся нашими конфликтами. И верующие люди глубоко убеждены в том, что все эти проблемы современности не могут решаться только обычным человеческим разумом, обычными способами, которые люди прилагают к решению проблем, — нам нужно опереться на Божественную мудрость, преломив все существующие проблемы через нашу веру и убеждения.

Какие замечательные слова мы слышим во время Литургии, которые произносит священник, читая одну из литургических молитв: «Подая нам в настоящем веце познание Твоея истины, и в будущем жизнь вечную даруя». Словами священника Церковь молится о том, чтобы в этом веке, в этой жизни Бог подал нам познание Его истины, потому что только Божественная истина может быть путеводительницей человека в решении и больших, глобальных, и самых маленьких, житейских проблем. Эта истина универсальна, она для всех и для каждого, и Церковь сегодня желает, опершись на эту истину, нести свое свидетельство для разрешения больших и малых проблем. Она призывает верных своих чад устроять свою жизнь, опираясь на Слово Божие, на Божественную истину. Тогда многое конфликтное, проблемное — большое и малое — уйдет из нашей жизни; тогда жизнь вечную наследуем. Подай нам в настоящей жизни возможность опираться на Твою истину, Господи, и жизнь вечную наследовать!

Я радуюсь тому, что настало время, когда мы можем о многих вопросах рассуждать не только внутри нашей православной семьи, но и с людьми, принадлежащими к другим религиям. Мы прибыли сюда по приглашению шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде, выдающегося исламского лидера, который многое делает для того, чтобы был мир между религиями. И сегодня, и завтра, вместе со многими другими нашими братьями и сестрами, которые приехали и приедут в Баку, мы будем рассуждать о проблемах, с которыми сталкивается сегодня человеческое общество. Дай Бог, чтобы все верующие люди имели возможность совместно, в братском духе, опираясь на свои религиозные убеждения, решать те проблемы и задачи, которые стоят перед всеми нами!

Я хотел бы выразить слова признательности Президенту Азербайджана Ильхаму Гейдаровичу Алиеву, нашим мусульманским братьям и сестрам за то отношение, которое сегодня азербайджанское государство и азербайджанский народ питают в отношении чад Русской Православной Церкви. Здесь мы с вами в меньшинстве, но мы защищены законом, доброй волей правителей и дружеским расположением к нам наших братьев-мусульман. Дай Бог, чтобы так было всегда и везде, чтобы межрелигиозный мир обеспечивал людям право и свободу исповедовать свою собственную веру, устрояя жизнь по своему собственному религиозному закону и одновременно пребывая в мире с окружающими.

Я хотел бы также поблагодарить владыку Александра, правящего епископа Бакинского и Прикаспийского, за труды по устроению церковной жизни, за труды по воспитанию нового поколения духовенства, а также за усилия по развитию добрых отношений с представителями других религий и с представителями азербайджанского государства. На Вас очень большая ответственность, потому что Вы олицетворяете здесь русскую православную общину и отвечаете за внутреннюю жизнь нашей православной семьи, живущей здесь, в Азербайджане, и за ее отношения с окружающим миром. Дай Бог, чтобы у Вас всегда хватало, как хватает ныне, и сил душевных и телесных, и мудрости, и доброты сердечной, чтобы разумно, справедливо, сердечно строить отношения с теми, кто Вас окружает.

Я хотел бы пожелать духовенству нашему, водимому преосвященным Александром, честно исполнять свой пастырский долг, как я вам уже говорил в ноябре прошлого года. Я думаю, что вы помните те слова. Хочу и сейчас подчеркнуть, что успех пастырского служения зависит от способности каждого священника разделять свою жизнь со своей паствой, отдавать свои силы во спасение тех, кто нас окружает. Я надеюсь, что именно так, жертвенно, будет осуществляться служение нашим православным духовенством здесь, в Азербайджане, и по всему лицу земли, где несет свое служение Русская Православная Церковь.

В память о моем пребывании здесь, на азербайджанской земле, я хотел бы преподнести Вам, владыка, этот архиерейский жезл, драгоценно украшенный, с тем чтобы, опираясь на него, Вы чувствовали поддержку и Патриарха, и всей Русской Православной Церкви, которая разделяет с Вами Ваши труды здесь, на азербайджанской земле, во славу Божию.

А для прихода я бы хотел преподнести этот образ Скоропослушницы. Этот образ, чудотворный оригинал которого находится в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре, был тем образом, перед которым я всегда молился, с самого раннего детства, и просил Божию Матерь: в детстве — о своих детских проблемах, когда стал постарше — о тех проблемах, с которыми стал сталкиваться. И здесь, перед этой иконой — списком того чудотворного образа — могу исповедать, что Божия Матерь всегда помогала и отвечала мне на мою молитву. Может быть, без этого ответа я никогда не укрепился бы в своей вере.

Что означает наша вера? В первую очередь она означает реальный опыт общения с Богом. Если мы через этот опыт слышим ответ Божий, если мы видим Божие присутствие в своей жизни, тогда нам не нужны никакие доказательства, и мы становимся сильными в нашей вере. Я хотел бы, чтобы и вы молились перед этим образом Скоропослушницы, то есть Той, Которая слышит скоро. И поверьте мне, каждый из вас будет иметь тот же опыт, когда Божия Матерь услышит молитву и по-матерински ответит вам, покрывая Своим Небесным Покровом.

Я особенно хотел оставить этот образ именно здесь, в Баку, с тем чтобы наша небольшая, но дружная паства имела у себя эту святыню и прибегала к лику Пречистой Богоматери всякий раз, когда почувствует необходимость, в вере, что Царица Небесная не останется равнодушной к нашим молитвам и скорбям.

А в память всем вам я бы хотел передать эти маленькие иконочки с изображением Воскресшего Спасителя и с моим благословением, чтобы каждый из вас хранил эту иконочку, вспоминая молитвенно о Патриархе. А я буду стараться помнить в своих молитвах всех вас, нашу бакинскую, азербайджанскую паству, которая несет свое свидетельство и осуществляет свою христианскую жизнь на этой земле. Аминь.

Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Другие статьи

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь после Литургии в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Патриаршее слово в день памяти святителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 95-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

Патриаршая проповедь после Литургии в Иоанновском ставропигиальном монастыре на Карповке

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

Патриаршая проповедь после Литургии во Владимирском кафедральном соборе Сочи