26 мая в Высоко-Петровском мужском монастыре г. Москвы состоялось заседание секции «Наша новая школа и духовно-нравственное воспитание: традиции и инновации» XIV Всемирного русского народного собора.
На секции сопредседательствовали епископ Зарайский Меркурий, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви; Ф.Ф. Светик, член Общественной палаты РФ, вице-президент Общества «Знание» России, ректор Гуманитарно-экономического и информационно-технологического института (ГЭИТИ), председатель правления Международного фонда «Знание»; М.В. Каннабих, член Общественной палаты РФ, президент Межрегионального благотворительного фонда помощи заключенным.
Перед началом работы секции в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского монастыря перед мощами основателя обители — святителя Петра Московского — был совершен молебен.
Работу секции открыл епископ Меркурий, в своем вступительном слове затронувший тему введения федерального эксперимента по преподаванию «Основ православной культуры и светской этики» и подчеркнувший необходимость создания системы непрерывного религиозного образования. В своем выступлении владыка, в частности, сказал:
«Традиционные духовно-нравственные ценности православных, мусульман, иудеев, буддистов, людей, придерживающихся нерелигиозных взглядов, то есть весь спектр духовных оснований унаследованной нашим народом культуры впервые в государственном масштабе, хоть и в рамках эксперимента, был открыт перед детьми, только начинающими свой путь в жизни, способными к восприятию нравственных уроков, запечатлевающими в своих душах неразрывную связь между культурой и ее духовными основаниями.
На всех этапах подготовки и проведения эксперимента религиозные конфессии выражали общую заинтересованность в активном сотрудничестве с государственными структурами, непосредственном участии в образовательном процессе... В подготовительный период мы пытались сделать все возможное, чтобы этот процесс начался без осложнений, чтобы новая предметная область стала гармоничной частью учебного плана, а возможность изучения своей духовно-нравственной традиции — реальностью для всех школьников и их семей.
...Необходимо не только утверждать преподавание основ православной культуры (или других традиционных для России религиозных культур) как полноценного учебного предмета по выбору в общеобразовательной школе, но и создавать православные комплексы, где образование и воспитание строились бы на основании православного мировоззрения от детского сада до получения юношами и девушками специальности.
К сожалению, современная школа не воспитывает ребенка, а лишь дает ему необходимый набор знаний, без учета мировоззренческой среды. Формализация веками устоявшихся отношений учителя и ученика не может привести к положительным результатам, ведь даже само понимание слова "образование", как образование личности обучаемого под руководством наставника, теряет при таком подходе свой смысл. Эту ситуацию мы общими усилиями призваны изменить. Возвращая российской школе воспитание, необходимо вернуть те нравственные ценности, которые лежат в его основании. И применительно к эксперименту — это же невозможно сделать за 34 учебных часа!
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная Президентом России в феврале текущего года, гласит, что одной из главных задач современной школы является «воспитание порядочного и патриотичного человека, личности…», она учитывает и переход на новые образовательные стандарты, к разработке которых привлечены и представители традиционных религий, и законодательное закрепление равенства государственных и негосударственных образовательных учреждений, что обеспечит бóльшие возможности для семей в выборе школы.
В любой школе важно не только дать знания, образование ребенку, но сугубо важно его воспитание. И мы прекрасно понимаем, что для того, чтобы вырастить действительно духовно-нравственную личность, а не просто много знающего, но равнодушного ко всему человека, воспитание должно строиться на основаниях нашего великого исторического и религиозного наследия. Я очень надеюсь, что наши общие труды в этом направлении будут увенчаны успехом».
На секции выступили:
- М.В. Каннабих (доклад: «Роль новой школы в перевоспитании осужденных подростков»);
- В.Г. Чайковский, первый заместитель министра образования Московской области (доклад с презентацией по теме секции: «Наша новая школа и духовно-нравственное воспитание: традиции и инновации»);
- Монах Максим (Однорал), руководитель Информационно-аналитической службы Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (доклад: «Новые методы духовно-просветительской работы с молодежью»);
- И.А. Петрунина, начальник управления дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы;
- В.И. Большаков, профессор кафедры проблем развития современного общества факультета гуманитарного образования РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина (доклад: «Духовно-нравственные основы воспитания и образования»);
- М.Г. Щепенко, заслуженный деятель искусств России, академик РАЕН, профессор, Художественный руководитель Московского театра русской драмы «Камерная сцена», Художественный руководитель Всероссийского фестиваля школьных театров «Русская драма» (доклад: «Поиск новых форм духовно-нравственного воспитания в дополнительном школьном образовании»);
- Л.А. Полозова, председатель Всероссийской общественной организации «Будущее России» (доклад: «Концепция всероссийской детской творческой организации «Будущее России»).
По итогам работы была принята резолюция.
Отдел религиозного образования и катехизации/Патриархия.ru