26 мая 2010 г. в Высоко-Петровском мужском монастыре г. Москвы состоялось заседание секции «Наша новая школа и духовно-нравственное воспитание: традиции и инновации» XIV Всемирного русского народного собора. В заседании принял участие епископ Зарайский Меркурий, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. По итогам работы была принята резолюция.
Пятая секция «Наша новая школа и духовно-нравственное воспитание: традиции и инновации» отмечает позитивную роль Всемирного Русского Народного Собора в достижении консенсуса соборной и общественной дипломатии, всех сил, заинтересованных в духовно-нравственном развитии России, научного сообщества, молодёжного научного и студенческого движения.
Участники секции поддерживают прозвучавшую в докладах и выступлениях идею о необходимости модернизации и инновационного развития форм национального образования при сохранении традиционных подходов к содержанию взаимоотношений учитель — ученик, а также признания высокой роли отечественной педагогики в развитии российской школы. Главные задачи нашей новой школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание гражданина своего Отечества, готового к защите высоких нравственных идеалов традиционной культуры нашей Родины, к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Утвержденная Президентом Российской федерации Д.А. Медведевым национальная инициатива «Наша новая школа» — это создание школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, порядочность и патриотизм, стремление к здоровому образу жизни. Школа должна способствовать подготовке детей к профессиям с учетом задач модернизации и инновационного развития страны. Успешная реализация инициативы зависит от государства, органов управления образованием и всего общества в целом.
Исключительно важная роль принадлежит общественным просветительским объединениям, образовательным структурам Русской Православной Церкви и других традиционных религий, которые вносят значимый вклад в реализацию нововведений, ожидающих российскую школу.
Эксперимент по внедрению преподавания в общеобразовательной школе основ религиозных культур и светской этики ясно свидетельствует о том, что вопросы духовно-нравственного воспитания в современном обществе как никогда актуальны. Уже первые шаги эксперимента показали, что изучение основ религиозной культуры в государственной школе является тем минимумом, который позволяет лишь прикоснуться к огромному культурному наследию Православия, и который не может в полном объеме удовлетворить православные семьи, желающие воспитать своего ребенка в традициях православной веры, дать ему хорошее образование с позиций православного мировоззрения на все преподаваемые предметы.
Эту задачу необходимо решать через создание системы непрерывного духовно-нравственного образования от детского сада до вуза. Необходимо не только утверждать преподавание основ православной культуры (или других традиционных для России религиозных культур) как полноценного учебного предмета по выбору в общеобразовательной школе, но и создавать православные комплексы, где образование и воспитание строились бы на основании православного мировоззрения от детского сада до получения юношами и девушками специальности.
Результаты первого этапа эксперимента свидетельствуют, что опасения противников преподавания религии в школе относительно возникновения на этой почве межконфессиональных конфликтов не оправдались. Необходимо помнить, что истинное знание никогда не является источником вражды и противоречий, которые возникают от невежества и неумения ценить собственную духовную культуру.
Необходимо создание системы поиска и сопровождения талантливой молодежи, которая не только обладает современным инновационным мышлением и способна в будущем развивать умную экономику, основанную на знаниях, но и стремится к нравственному развитию, любит свое Отечество и национальную культуру. Эта работа должна быть рассчитана на долгосрочную перспективу.
Необходимо учесть мнение Церкви при разработке проекта «Закона об образовании в Российской Федерации» и других законопроектов, так или иначе касающихся сферы образования, Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, организовать постоянный мониторинг реализации эксперимента по преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Важно создавать на местах или пересмотреть уже существующие договора о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и учреждениями управления образованием, поскольку многие из них нуждаются в обновлении с учетом современных условий.
Необходимо обратить особое внимание на правильное освещение в воспитательных целях фактов героизма, патриотизма и доблести, а также ходатайствовать о скорейшем принятии Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2014 гг.» с учетом аспектов духовно-нравственного воспитания; разработать систему мер по повышению роли образовательных учреждений как центров досуга и семейного отдыха.
Одновременно необходимо ускорить разработку и принятие федеральной целевой программы «Здоровье школьников».
Русская Православная Церковь может внести свой вклад и в оздоровление медийного пространства, но не запретами и жесткой цензурой, а просвещением и воспитанием умения давать правильные оценки добру и злу, разработкой и введением в медийную сферу собственных программ и проектов, сформулированных живым современным языком, интересным для молодежи. Эти программы должны вдохновлять примером героизма, преданности, любви, показывать красоту высоких нравственных качеств, счастья жить с Богом.
Отдел религиозного образования и катехизации