Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Резолюция секции «Наша новая школа и духовно-нравственное воспитание: традиции и инновации» XIV Всемирного русского народного собора

Резолюция секции «Наша новая школа и духовно-нравственное воспитание: традиции и инновации» XIV Всемирного русского народного собора
Версия для печати
27 мая 2010 г. 15:29

26 мая 2010 г. в Высоко-Петровском мужском монастыре г. Москвы состоялось заседание секции «Наша новая школа и духовно-нравственное воспитание: традиции и инновации» XIV Всемирного русского народного собора. В заседании принял участие епископ Зарайский Меркурий, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. По итогам работы была принята резолюция.

Пятая секция «Наша новая школа и духовно-нравственное воспитание: традиции и инновации» отмечает позитивную роль Всемирного Русского Народного Собора в достижении консенсуса соборной и общественной дипломатии, всех сил, заинтересованных в духовно-нравственном развитии России, научного сообщества, молодёжного научного и студенческого движения.

Участники секции поддерживают прозвучавшую в докладах и выступлениях идею о необходимости модернизации и инновационного развития форм национального образования при сохранении традиционных подходов к содержанию взаимоотношений учитель — ученик, а также признания высокой роли отечественной педагогики в развитии российской школы. Главные задачи нашей новой школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание гражданина своего Отечества, готового к защите высоких нравственных идеалов традиционной культуры нашей Родины, к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Утвержденная Президентом Российской федерации Д.А. Медведевым национальная инициатива «Наша новая школа» — это создание школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, порядочность и патриотизм, стремление к здоровому образу жизни. Школа должна способствовать подготовке детей к профессиям с учетом задач модернизации и инновационного развития страны. Успешная реализация инициативы зависит от государства, органов управления образованием и всего общества в целом.

Исключительно важная роль принадлежит общественным просветительским объединениям, образовательным структурам Русской Православной Церкви и других традиционных религий, которые вносят значимый вклад в реализацию нововведений, ожидающих российскую школу.

Эксперимент по внедрению преподавания в общеобразовательной школе основ религиозных культур и светской этики ясно свидетельствует о том, что вопросы духовно-нравственного воспитания в современном обществе как никогда актуальны. Уже первые шаги эксперимента показали, что изучение основ религиозной культуры в государственной школе является тем минимумом, который позволяет лишь прикоснуться к огромному культурному наследию Православия, и который не может в полном объеме удовлетворить православные семьи, желающие воспитать своего ребенка в традициях православной веры, дать ему хорошее образование с позиций православного мировоззрения на все преподаваемые предметы.

Эту задачу необходимо решать через создание системы непрерывного духовно-нравственного образования от детского сада до вуза. Необходимо не только утверждать преподавание основ православной культуры (или других традиционных для России религиозных культур) как полноценного учебного предмета по выбору в общеобразовательной школе, но и создавать православные комплексы, где образование и воспитание строились бы на основании православного мировоззрения от детского сада до получения юношами и девушками специальности.

Результаты первого этапа эксперимента свидетельствуют, что опасения противников преподавания религии в школе относительно возникновения на этой почве межконфессиональных конфликтов не оправдались. Необходимо помнить, что истинное знание никогда не является источником вражды и противоречий, которые возникают от невежества и неумения ценить собственную духовную культуру.

Необходимо создание системы поиска и сопровождения талантливой молодежи, которая не только обладает современным инновационным мышлением и способна в будущем развивать умную экономику, основанную на знаниях, но и стремится к нравственному развитию, любит свое Отечество и национальную культуру. Эта работа должна быть рассчитана на долгосрочную перспективу.

Необходимо учесть мнение Церкви при разработке проекта «Закона об образовании в Российской Федерации» и других законопроектов, так или иначе касающихся сферы образования, Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, организовать постоянный мониторинг реализации эксперимента по преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Важно создавать на местах или пересмотреть уже существующие договора о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и учреждениями управления образованием, поскольку многие из них нуждаются в обновлении с учетом современных условий.

Необходимо обратить особое внимание на правильное освещение в воспитательных целях фактов героизма, патриотизма и доблести, а также ходатайствовать о скорейшем принятии Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2014 гг.» с учетом аспектов духовно-нравственного воспитания; разработать систему мер по повышению роли образовательных учреждений как центров досуга и семейного отдыха.

Одновременно необходимо ускорить разработку и принятие федеральной целевой программы «Здоровье школьников».

Русская Православная Церковь может внести свой вклад и в оздоровление медийного пространства, но не запретами и жесткой цензурой, а просвещением и воспитанием умения давать правильные оценки добру и злу, разработкой и введением в медийную сферу собственных программ и проектов, сформулированных живым современным языком, интересным для молодежи. Эти программы должны вдохновлять примером героизма, преданности, любви, показывать красоту высоких нравственных качеств, счастья жить с Богом.

Отдел религиозного образования и катехизации

Материалы по теме

Опубликована краткая программа XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений

Определены победители межрегионального этапа конкурса «История моей семьи в истории родного края»

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в Иннокентьевских чтениях в Иркутске

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации выпустил книгу об истории церковно-приходских школ Российской империи

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации провел заседание оргкомитета Всероссийского конкурса «Клевер ДНК»

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат [Интервью]

Подписаны соглашения о сотрудничестве между Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и региональными институтами развития образования

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

Председатель Издательского Совета принял участие в награждении победителей конкурса «Гренадеры, вперед!»

Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу Бюро президиума Всемирного русского народного собора

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Бюро президиума Всемирного русского народного собора [Патриарх : Приветствия и обращения]

Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу Бюро президиума Всемирного русского народного собора

Другие документы

Итоговый документ Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви (2024 г.)

Наказ XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира»

Итоговый документ XXXII Международных Рождественских чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»

Итоговый документ XI Общецерковного съезда по социальному служению

Итоговый документ XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»

Соборное слово XXIV Всемирного русского народного собора

Итоговый документ XXX Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

Программа IX Международного фестиваля «Вера и слово» (18-22 октября 2021)

Обращение монашествующих Украинской Православной Церкви к Патриарху Варфоломею

Итоговый документ X Общецерковного съезда по социальному служению