Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Резолюция секции «Наша новая школа и духовно-нравственное воспитание: традиции и инновации» XIV Всемирного русского народного собора

Резолюция секции «Наша новая школа и духовно-нравственное воспитание: традиции и инновации» XIV Всемирного русского народного собора
Версия для печати
27 мая 2010 г. 15:29

26 мая 2010 г. в Высоко-Петровском мужском монастыре г. Москвы состоялось заседание секции «Наша новая школа и духовно-нравственное воспитание: традиции и инновации» XIV Всемирного русского народного собора. В заседании принял участие епископ Зарайский Меркурий, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. По итогам работы была принята резолюция.

Пятая секция «Наша новая школа и духовно-нравственное воспитание: традиции и инновации» отмечает позитивную роль Всемирного Русского Народного Собора в достижении консенсуса соборной и общественной дипломатии, всех сил, заинтересованных в духовно-нравственном развитии России, научного сообщества, молодёжного научного и студенческого движения.

Участники секции поддерживают прозвучавшую в докладах и выступлениях идею о необходимости модернизации и инновационного развития форм национального образования при сохранении традиционных подходов к содержанию взаимоотношений учитель — ученик, а также признания высокой роли отечественной педагогики в развитии российской школы. Главные задачи нашей новой школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание гражданина своего Отечества, готового к защите высоких нравственных идеалов традиционной культуры нашей Родины, к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Утвержденная Президентом Российской федерации Д.А. Медведевым национальная инициатива «Наша новая школа» — это создание школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, порядочность и патриотизм, стремление к здоровому образу жизни. Школа должна способствовать подготовке детей к профессиям с учетом задач модернизации и инновационного развития страны. Успешная реализация инициативы зависит от государства, органов управления образованием и всего общества в целом.

Исключительно важная роль принадлежит общественным просветительским объединениям, образовательным структурам Русской Православной Церкви и других традиционных религий, которые вносят значимый вклад в реализацию нововведений, ожидающих российскую школу.

Эксперимент по внедрению преподавания в общеобразовательной школе основ религиозных культур и светской этики ясно свидетельствует о том, что вопросы духовно-нравственного воспитания в современном обществе как никогда актуальны. Уже первые шаги эксперимента показали, что изучение основ религиозной культуры в государственной школе является тем минимумом, который позволяет лишь прикоснуться к огромному культурному наследию Православия, и который не может в полном объеме удовлетворить православные семьи, желающие воспитать своего ребенка в традициях православной веры, дать ему хорошее образование с позиций православного мировоззрения на все преподаваемые предметы.

Эту задачу необходимо решать через создание системы непрерывного духовно-нравственного образования от детского сада до вуза. Необходимо не только утверждать преподавание основ православной культуры (или других традиционных для России религиозных культур) как полноценного учебного предмета по выбору в общеобразовательной школе, но и создавать православные комплексы, где образование и воспитание строились бы на основании православного мировоззрения от детского сада до получения юношами и девушками специальности.

Результаты первого этапа эксперимента свидетельствуют, что опасения противников преподавания религии в школе относительно возникновения на этой почве межконфессиональных конфликтов не оправдались. Необходимо помнить, что истинное знание никогда не является источником вражды и противоречий, которые возникают от невежества и неумения ценить собственную духовную культуру.

Необходимо создание системы поиска и сопровождения талантливой молодежи, которая не только обладает современным инновационным мышлением и способна в будущем развивать умную экономику, основанную на знаниях, но и стремится к нравственному развитию, любит свое Отечество и национальную культуру. Эта работа должна быть рассчитана на долгосрочную перспективу.

Необходимо учесть мнение Церкви при разработке проекта «Закона об образовании в Российской Федерации» и других законопроектов, так или иначе касающихся сферы образования, Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, организовать постоянный мониторинг реализации эксперимента по преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Важно создавать на местах или пересмотреть уже существующие договора о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и учреждениями управления образованием, поскольку многие из них нуждаются в обновлении с учетом современных условий.

Необходимо обратить особое внимание на правильное освещение в воспитательных целях фактов героизма, патриотизма и доблести, а также ходатайствовать о скорейшем принятии Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2014 гг.» с учетом аспектов духовно-нравственного воспитания; разработать систему мер по повышению роли образовательных учреждений как центров досуга и семейного отдыха.

Одновременно необходимо ускорить разработку и принятие федеральной целевой программы «Здоровье школьников».

Русская Православная Церковь может внести свой вклад и в оздоровление медийного пространства, но не запретами и жесткой цензурой, а просвещением и воспитанием умения давать правильные оценки добру и злу, разработкой и введением в медийную сферу собственных программ и проектов, сформулированных живым современным языком, интересным для молодежи. Эти программы должны вдохновлять примером героизма, преданности, любви, показывать красоту высоких нравственных качеств, счастья жить с Богом.

Отдел религиозного образования и катехизации

Материалы по теме

Состоялось заседание Оргкомитета XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

Определены победители XIX Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

Подведены итоги XX Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира: времен связующая нить»

Выставка работ участников XX Международного конкурса «Красота Божьего мира» открылась в Государственном архиве РФ в Москве

Издательский Совет доставил богослужебную, духовную, учебную и детскую литературу в Скадовскую епархию

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации провел заседание оргкомитета Всероссийского конкурса «Клевер ДНК»

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат [Интервью]

Подписаны соглашения о сотрудничестве между Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и региональными институтами развития образования

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

Предстоятель Русской Церкви представил Епархиальному собранию города Москвы обзор своей деятельности в 2024 году

Читайте Патриарха. Как Церкви удалось предсказать главные события современности [Статья]

На Всемирном русском народном соборе прошла секция о благотворительности

На международной секции ВРНС названа одна из главных угроз цивилизационной целостности России

Другие документы

Итоговый документ Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви (2024 г.)

Наказ XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира»

Итоговый документ XXXII Международных Рождественских чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»

Итоговый документ XI Общецерковного съезда по социальному служению

Итоговый документ XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»

Соборное слово XXIV Всемирного русского народного собора

Итоговый документ XXX Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

Программа IX Международного фестиваля «Вера и слово» (18-22 октября 2021)

Обращение монашествующих Украинской Православной Церкви к Патриарху Варфоломею

Итоговый документ X Общецерковного съезда по социальному служению