На текущей неделе Миссионерский отдел Тверской епархии распространил обращение в связи с намерением Российского филиала Международной академии каббалы открыть в ближайшие дни в городе учебно-просветительский центр «Зоар».
Текст документа приводится ниже:
ОБРАЩЕНИЕ МИССИОНЕРСКОГО ОТДЕЛА ТВЕРСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯЗИ С УГРОЗОЙ МАССОВОГО НАВЯЗЫВАНИЯ ТВЕРИТЯНАМ АНТИХРИСТИАНСКОГО ОККУЛЬТНО-КАББАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ
31 мая 2006 г., Тверь
Средства массовой информации оповестили жителей Твери о намерении Российского филиала Международной академии каббалы открыть в ближайшие дни в нашем городе так называемый учебно-просветительский центр «Зоар» (по названию древнего сборника каббалистических текстов). Последователи проживающего в Израиле директора названной Международной академии каббалы Михаэля Лайтмана готовят внедрение в наш город серию крупномасштабных мероприятий, некоторые из которых предполагают долговременный, а точнее — постоянный характер.
Так, по замыслу духовных диверсантов, учебно-просветительный центр «Зоар» предполагается открыть 19 июня на ул. Советской, 15 — то есть в самом центре нашего древнего русского города, в своего рода эпицентре между зданиями Областной администрации, Городской администрации и Вознесенским собором, являющимся подворьем Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора. Открытию центра инициаторы его создания планируют предпослать 10 июня видеопоказ интервью с М. Лайтманом в книжных магазинах Твери, а 17-18 июня — кинофестиваль «Прикосновение» в кинотеатре «Звезда». Сам открываемый центр предусматривает вечернюю и заочную формы обучения.
Мы видим, что организаторы духовной диверсии размахнулись широко. Подобного оккультного шабаша православная тверская земля еще не видела. Что же представляет собой «академия» г-на Лайтмана и какие идеи его подручные несут нам?
Как известно, «классическая» каббала является одним из мистических течений в средневековом иудаизме. Уже она сама по себе была смесью оккультных и гностических тенденций в еврейской религиозной философии, противостоя таким образом по самой своей сути христианству. Однако сейчас нам пытаются всучить даже не ту самую каббалу в ее традиционном обличии, а типичную поделку нью-эйджевского характера с присущей ей постмодернистской эклектикой.
Отметим некоторые принципиально важные моменты. Каббала исторически связывается с традициями религиозной веры евреев, иудаизмом. Но вот мнение одного из авторитетнейших в современном мире раввинов – Адина Штейнзальца, основателя Израильского института талмудических публикаций, автора большого числа книг, переведенных на многие языки мира: «Не путайте иудейское учение каббалы с модным поветрием “каббалистических кружков”». Предупреждая об этом живущих в России иудеев, видный ученый подчеркнул, что увлечение каббалой началось «на Западе - в рамках общего кризиса рационализма, в России — в контексте всеобщего духовного кризиса, последовавшего за падением советского режима». Интерес в России к этому синкретическому нью-эйджевскому религиозному движению он объяснил еще одной важной причиной - «религиозным невежеством».
Организаторы оккультно-мистического нашествия на Тверь пытаются рекламировать свой эрзац каббалы как некое древнее тайное знание, как науку управления судьбой и обещают своим будущим адептам развить в них «орган духовного ощущения». Эксперименты по погружению человека в пучину мистического опыта порой заканчиваются трагически. Доктор медицинских наук, руководитель отделения острых психосоматических расстройств НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского В. Остроглазов в своей статье «Священный дар жизни и проблема самоубийств» приводит в качестве одних из типичных мотивов самоубийств — «мистические оккультные мотивы». Среди многих ужасающих примеров, приведенных ученым-медиком, и случай, когда покончила с собой пятнадцатилетняя девушка, «которая увлекалась магией, каббалой».
В целях камуфляжа истинного характера своих религиозно-мистических изощрений вокруг каббалы организаторы десанта на Тверь подчеркивают ее познавательные, якобы родственные науке аспекты. Известно, что в свое время они пытались презентовать свои паранаучные и псевдорелигиозные идеи кругу представителей российской науки, проведя в марте 2004 г. «круглый стол» в Московском доме ученых (не путать с Академией наук, — Дом ученых это некое клубное образование, типа Дома культуры ученых), на который прибыл из Израиля М. Лайтман. Наблюдавшая тогда это мероприятие корреспондент «Независимой газеты» Наталия Лескова пришла к выводу: «Наукообразная абракадабра претендует на полное и окончательное описание физической реальности». Журналистка отмечает, что Лайтман «предложил свою версию каббалы, где мистика тесно переплетена с научными терминами. Хотя от одного этого наукой она не становится». Полностью солидарен с этим мнением доктор физико-математических наук, профессор МГУ Вадим Сперанский: «Каббалу никак нельзя назвать наукой, как бы этого ни хотелось ее апологетам… Используемые в каббале обозначения — это не научные термины, которые всегда имеют абсолютно четкий, рациональный смысл. Это заклинания, несущие некую мистическую информацию».
Итак, если «откровения», которые собираются преподносить жителям Твери посланцы г-на Лайтмана в равной мере далеки и от иудаистической традиции как материнского лона каббалы, и от научного взгляда на мир, остается проверить, мыслимы ли они в русле исконно близкого и традиционно присущего нам православного подхода. Напомним, что пункт 13 Определения Архиерейского собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, язычестве и оккультизме» (1994) подчеркивает, что «все вышеперечисленные секты и "новые религиозные движения" с христианством не совместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».
В свое время замечательный русский православный мыслитель Лев Тихомиров в своей фундаментальной работе «Религиозно-философские основы истории», говоря о злейшем враге христианства первых веков — гностицизме, писал: «Сходство гностицизма с каббалистическими воззрениями так велико, что исследователи невольно производят то гностицизм из Каббалы, то наоборот».
Современный богослов диакон Андрей Кураев в работе «Язычество и “религия космоса”» со всей определенностью указывает, что «для христианства космический мистицизм неприемлем… Любая оккультно-гностическая система исходит из странной иллюзии о том, что если между Божеством и материей расположить несколько посредствующих ступеней…, то удастся решить проблему перетекания Бесконечного в конечное». Церковный писатель напоминает, что «языческий мир всегда — от гностиков до Рерихов — пытался навязать христианству свою космологию, заполнить эту лакуну, заполнить пространство между Богом и человеком всевозможными эонами, сефиротами, планетами и т. п. Через космологическую фантастику язычество всегда пыталось внедриться и навязать поклонение твари». В подтверждение он приводит слова кармического неоязычника С. Н. Лазарева: «Вы можете не верить в Бога, но должны любить Вселенную».
Видная отечественная академическая исследовательница истории науки и философии Нового времени П. П. Гайденко в работе «Христианство и генезис новоевропейского естествознания» также свидетельствует: «В герметизме, а также в Каббале, тоже принадлежавшей к магико-оккультной традиции, человек объявляется Адамом небесным, способным не только раскрыть все тайны божественного миротворения, но и стать вторым творцом, преобразующим природу и господствующим над ней».
Вспомним в этой связи слова В. Манягина, одного из докладчиков на Всероссийской конференции «Спасение души в современном мире: Православие перед вызовом глобализма» в 2003 г.: «Основа каббалистического мировоззрения … отказ от личного Бога-Творца, переход к пантеизму и поклонению твари». Он отметил также особую роль, которую в кабаллистическом учении занимает «стремление к господству над человеком». Исследователь указал и на один из каббалистических инструментов — «цифровую идентификацию, которая сочетает в себе два этих важнейших для каббалистов (цифру и имя) инструментов влияния на материальный и идеальный миры». Именно с их помощью каббалисты «собираются управлять человечеством».
Прозвучавший на конференции вывод докладчика однозначен: «Таким образом, мы можем видеть, как политическая составляющая каббалы (Царство Израиля вместо Царства Божия), так и мистическая (обожествление человека) приводят к одной конечной точке бытия — построению всемирного царства антихриста, иначе называемого Новым Мировым Порядком».
Приведем предельно красноречивое высказывание самого идейного вождя нагрянувшего к нам каббалистического десанта Михаэля Лайтмана: «Если бы Израиль в течение всей своей истории не передавал своих знаний народам мира, они бы до сегодняшнего дня были дикарями и жили на деревьях. Народы могут получать свет торлько через израиль. Поэтому необходимо полное духовное отделение Израиля от других народов-гоев» (Лайтман М. Каббала. Тайное еврейское учение. Ч. 10. Плоды мудрости. Иерусалим, 1997. С. 139).
Мы обращаемся с одним, но прямым и четким вопросом ко всем тверитянам и, в первую очередь, к тем, кто принимает на административном уровне решение о предоставлении аренды помещений направляющимся к нам каббалистам-ньюэйджевцам: нужна ли нам в Твери эта неприкрытая пропаганда национализма, оккультной мистики, антинаучных и антихристианских идей под соусом каббалистики?!
Надеемся, что общественность Твери, областные и городские власти адекватно и незамедлительно отреагируют на это готовящееся нашествие на наш город, воспрепятствовав намеченным и разрекламированным акциям приспешников неокаббалиста Лайтмана!
Председатель Миссионерского отдела Тверской епархии,
вице-президент Российской ассоциации центров изучения
религий и сект (РАЦИРС) протоиерей Александр Шабанов
Заместитель председателя Миссионерского отдела Тверской епархии,
ответственный секретарь РАЦИРС священник Лев Семенов,
кандидат исторических наук, доцент
Пресс-служба Московской Патриархии