6 июня 2010 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице — день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь в деревне Болдино Дорогобужского района Смоленской области. Предстоятель Русской Церкви освятил возрожденный Свято-Троицкий собор Болдинского монастыря, а затем совершил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие братья и сестры! Сердечно благодарю за эти теплые слова, за прекрасный образ преподобного Герасима.
Мы действительно празднуем сегодня три события: 20-летие возрождения обители, 480-летие со дня ее создания и освящение возрожденного Свято-Троицкого собора. То, что сейчас сказал отец Антоний, перенесло мою мысль к тем трудным временам в начале 1990-х годов, когда вместе с отцом Антонием, тогдашним настоятелем церкви в Дуброво, мы путешествовали по епархии, посещали храмы — открытые и закрытые. Все это производило тяжелое впечатление: действующие храмы мало чем отличались от закрытых.
Никогда не забуду, как приехав в Липецы и подойдя к храму, я спросил отца Антония: «Так это открытый храм или закрытый?» Он отвечает: «Открытый храм, здесь священник служит». Я говорю: «Такого быть не может» — перед нами был полуразрушенный храм. Да и область была в тяжелом состоянии. Часто мы по колено в грязи шли с отцом Антонием, на лошади добирались, на тракторе, потому что даже машины повышенной проходимости пройти по тем местам к нашим приходам не могли.
Но самое, может быть, трудное, что было тогда для меня как для правящего архипастыря Смоленской земли — это духовная бедность. В храмах не было народу, особенно в сельских, да и в городских.
И вот однажды я приехал сюда, в это место, где, как мне сказали, раньше был монастырь. Что же я увидел здесь? Я увидел развалины. Не просто остовы полуразрушенных храмов, а кучи битого кирпича. Мы знаем, что враг, отступая из этих мест, взорвал Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь, не пощадив и этого собора, который, по мнению ученых, был построен Федором Конем, знаменитым средневековым русским архитектором, — тем, кто воздвиг крепостную стену вокруг Смоленска. Все было разрушено. Я действительно не могу вспомнить никакого другого монастыря Русской Церкви, который бы полностью лежал в руинах. Через несколько лет после этого первого посещения я принял решение возобновить здесь монашескую жизнь. Отец Антоний был назначен на эти руины — и жить-то здесь было негде, — с тем чтобы начать собирать братию и восстанавливать обитель.
Сегодняшним освящением Свято-Троицкого собора мы как бы ставим точку под этим первым и самым важным этапом в жизни возрожденного монастыря, под всей программой его восстановления. Конечно, еще очень многое предстоит сделать, и не только с точки зрения строительства и благоустройства, но и с точки зрения духовной жизни монастыря, воспитания монашествующих, роста числа братии. От всего сердца желаю всем: и тебе, отец Антоний, и братии монастыря — помощи Божией. Ни в коем случае не останавливайтесь. Эти роскошные стены не должны расслабить вас, никто не должен сказать: «ну вот, мы все сделали, теперь можем полежать и отдохнуть». Мы сделали только самый первый шаг. Вот когда сюда будут приезжать тысячи паломников, когда гробница святого преподобного Герасима станет общероссийской святыней не только понаслышке, но привлечет многие тысячи паломников, когда здесь будут десятки и десятки иноков с горячим призванием, с хорошим образованием, с высокой культурой, с чистой монашеской жизнью, вот тогда, может быть, кто-то — наверное, это будем уже не мы с тобой — скажет: второй этап восстановления обители завершен. А сколько еще таких этапов, никто не знает.
Мы идем по историческому пути вместе со всей страной. Мы молимся о народе нашем. Церковь проповедует слово Божие, чтобы этот исторический путь многострадальной Руси привел нас в благодатную тихую гавань для того, чтобы народ, набравшись сил и духовных, и материальных, мог в конце концов принести тот плод Богу, который Он ждет от Отечества нашего.
В память о сегодняшнем событии я бы хотел вернуть в Свято-Троицкую Герасимо-Болдинскую обитель чудотворный Казанский образ Божией Матери. Я знаю, что предпринимались усилия найти этот образ, но безуспешно. И он был обретен — и не где-то далеко, а в городе Смоленске; и не где-то в потайном месте, а в соборной ризнице. Стоял так, что на него никто и внимания не обращал, и никто не знал, что в этой ризнице среди старых, неиспользуемых уже для поклонения икон стоит этот чудотворный образ. Неслучайно Царица Небесная закрывала наш взор, и мы не видели эту святыню до сегодняшнего дня. Я возвращаю ее, отец Антоний, как благословение обители, и пусть все те, кто станет посещать сие святое место, молятся перед этим чудотворным образом.
Его история изложена на обратной стороне. Некий монах Владимир, насельник Заиконоспасского монастыря в городе Москве, был пленен французами, тяжко заболел, почти ослеп; и когда возвращался в Москву, то здесь, рядом с обителью, нашел на камне этот образ. Это святыня, которая находилась в этих стенах, и великое счастье, что мы имеем возможность вернуть ее Свято-Троицкой Герасимо-Болдинской обители в день завершения первого, как я сказал, и самого важного этапа восстановления исторического облика некогда до руин разрушенной святой обители.
Все, что касается возрождения Герасимо-Болдинского монастыря, связано с тремя чудесными событиями. Первое произошло, когда я освящал первый храм — небольшую Тихоновскую церковь на месте кельи святого преподобного Герасима Болдинского. Я приехал сюда и увидел, что на престоле — прекрасные старинные сосуды и крест. С удивлением спрашиваю отца Антония: «Батюшка, откуда у тебя все это?» А он сказал историю, которая меня потрясла: «Накануне освящения крестьяне копались в своем огороде и нашли зарытый клад — видимо, монахи, спасая святыни, закопали на этом месте. Вот крест и святые сосуды Герасимо-Болдинской обители».
Второе — это чудесное обретение мощей святого преподобного Герасима. Как много было разных басен и сказок о том, что преподобный был перезахоронен — или на этом кладбище, или на том. Но Господь Сам указал место его гробницы. Благоговейно мощи были подняты из-под спуда и, действительно, с того времени началось очень скорое возрождение святой обители.
А в завершение — явление этой болдинской святыни, чудотворного Казанского образа. Благословляю этим образом всех вас, мои дорогие. Пусть Покров Царицы Небесной пребывает над Свято-Троицкой Герасимо-Болдинской обителью и над нашей древней православной Смоленской землей.
А от себя я хотел бы преподнести обители изображение иконы Божией Матери «Знамение». Именно эта икона был выбрана в качестве образа того Поместного Собора, который избрал меня Патриархом. Отец Антоний, отец Иринарх участвовали в Соборе, поддерживали меня в то непростое время. Знаю, что и братия молилась. Я хотел бы, чтобы на память о Поместном Соборе здесь, в Герасимо-Болдинской обители, всегда сохранялся образ Божией Матери «Знамение».
Восстановление обители, особенно последний, завершающий, этап не был бы возможен, если бы не появились добрые люди, которые просто отождествили себя с этой обителью, которые — не от избытка, а от своих собственных средств жертвовали на его восстановление. Когда мы что-то даем Богу, то Бог никогда не бывает у нас в долгу. Это совсем не значит, что Бог деньгами ответит, но Он ответит чем-то очень важным. И может быть, сейчас люди еще не чувствуют этого ответа, но непременно будет награда — и в этой жизни, и в жизни вечной.
От имени Церкви я хотел бы поблагодарить сердечно жертвователей, благотворителей — во многом организаторов всего этого замечательного делания по восстановлению первоначального облика одной из самых прославленных обителей земли Русской.
Всем вам, мои дорогие, на память о пребывании здесь, в святой обители, на память о праздновании 480-летия со дня ее основания и 20-летия со дня ее восстановления, на память об освящении исторического Свято-Троицкого собора я бы хотел передать изображение Спаса Нерукотворного со своим благословением. Как всегда в таких случаях говорю — не могу на каждого из вас возложить руку, но хотел бы, чтобы у каждого из вас остался видимый знак совместной молитвы с Патриархом.
Хотел бы от своего лица, от лица Смоленской епархии, от имени владыки Феофилакта, моего преемника по Смоленской епархии, сердечно поблагодарить губернатора Смоленской области Сергея Владимировича Антуфьева, руководителей области, руководителя Дорогобужского района за огромную поддержку в том большом святом деле, которое здесь было совершено, за все то доброе, что совершалось и совершается в области при поддержке государственной власти.
Храни вас всех Господь и молитвами преподобного и богоносного отца нашего Герасима Болдинского да сохраняет нас Господь во всех трудах нашей жизни. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси