13 июля 2010 г., в праздник Собора славных и всехвальных двенадцати апостолов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Двенадцати апостолов Свято-Иоанновского ставропигиального женского монастыря на Карповке. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к молящимся с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Владимир! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестная матушка игумения Серафима, дорогие отцы, братья и сестры!
Радуюсь возможности в престольный праздник сего святого храма совершить здесь Божественную литургию с сонмом иерархов, вознести молитву ко Господу об обители сей, о граде сем, о Церкви нашей, о стране нашей.
Мы празднуем сегодня день памяти святых апостолов. Наша Православная Церковь именуется Церковью Апостольской, потому что она хранит память святых апостолов. Но это особое хранение памяти. Это не просто воспоминания об их жизни, об их трудах, об их подвигах — это хранение того, чему апостолы посвятили свою жизнь, хранение свидетельства о Христе Воскресшем, хранение той веры, которую апостолы приняли от Самого Господа и передали другим.
Наша вера возникла не на пустом месте, это не результат человеческих измышлений, пусть даже самых возвышенных. Наша вера — от Самого Господа. Мы через святых апостолов храним то, чему были научены Самим Спасителем. Хранение веры — это великий подвиг, потому что вера выражается в совершенно конкретных категориях человеческой мысли. А человеческая мысль — это явление преходящее, она подвержена влияниям извне, она меняется в зависимости от уровня человеческого образования, от культуры, от места и времени проживания, от семьи, от трудового коллектива, от страны, от народа. Человеческая мысль подвержена многим воздействиям со стороны. И поскольку вера выражается в категориях человеческой мысли, то важнейшая задача заключается в том, чтобы все эти человеческие веяния неспособны были разрушить веру, чтобы Церковь продолжала быть Церковью Апостольской, хранящей ту же самую веру, которую разделяли святые апостолы.
Но Церковь именуется Апостольской еще и потому, что она призвана продолжать служение апостолов, нести эту веру в мир, людям — чтобы они ее усваивали, чтобы на основании этой веры строили свою жизнь. Эта вторая задача как бы противоречит первой: как можно, сохраняя те категории мысли, которые принадлежат прошлому, обратить на них внимание людей, живущих в совершенно иную эпоху, принадлежащих другой культуре, говорящих на другом языке? Апостольство заключается в том, чтобы хранить веру и передавать ее другим; и здесь требуется особое водительство Божие, чтобы, сохраняя драгоценный дар веры, не давая расплескать этот Божественный сосуд, мы могли его передавать другим людям, чтобы те разумно, сознательно, свободно воспринимали веру. Это значит, что Церковь должна научиться говорить с людьми таким языком, который делал бы для них понятным то, чему Церковь была научена от святых апостолов.
Всегда существует некое напряжение между теми, кто предпочитает хранить, и теми, кто обращает особое внимание на обращение других к вере. Это напряжение также заложено в самой природе Церкви, и множество ошибок, вероучительных отклонений, ересей и расколов возникало именно от того, что люди были неспособны одновременно и хранить веру, и актуально передавать ее своим современникам.
Сегодня эта задача стоит перед всей нашей Церковью с особой силой — в первую очередь потому, что мы обращаем слово к народу, который еще вчера жил безбожно, который во многом потерял традицию передачи веры и во многом потерял православную культуру, в которой вера передается намного успешней, чем в любой иной культуре.
Но одновременно именно наш народ, вышедший из безбожия, сегодня готов, как, может быть, ни один другой народ, слышать слово Божие и принимать апостольскую веру. Поэтому сегодня с особой силой мы воспринимаем призыв Господа идти, учить и крестить (см. Мф. 28, 19).
Для того чтобы не повторять ошибок прошлого, для того чтобы бережно хранить православную веру, полученную от святых апостолов, и одновременно передавать ее людям так, чтобы она усваивалась и умом, и сердцем, необходимо, в первую очередь, нам самим — всем, кто эту веру сохраняет, — научиться жить по вере, чтобы вера соединилась с нашими повседневными мыслями и заботами, чтобы не было разрыва между верой и жизнью, между Церковью и миром. Мы должны жить таким образом, чтобы в самих себе преодолеть разделение между небом и землей, между духом и плотью, между верой и знанием. И тогда свой собственный опыт мы можем передавать людям понятным для них образом, ибо все мы сами являемся детьми и своего племени, и своего народа. Вот и получается так, что личный опыт жизни человека по вере и несет в себе примирение двух как бы разнонаправленных, но одновременно образующих единую задачу Церкви деланий хранить и передавать.
В сегодняшнем апостольском чтении из послания к Коринфянам мы находим удивительные слова апостола Павла. Говоря о своих муках и страданиях — и не только о своих, но и вообще о страданиях и муках апостолов — Павел обращается к своим современникам-христианам, в первую очередь к коринфянам, кому было направлено это письмо, с удивительным призывом: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 16). Вот и ответ на все наши недоумения: жить так, как жили апостолы, жить по заповедям Христовым, подражать Спасителю, а значит, хранить веру и быть всегда способными передавать ее людям. В масштабах Церкви это означает — хранить апостоличность Церкви как величайший Божий дар, как драгоценность, полученную от святых апостолов, как условие и залог нашего спасения.
Пусть Господь поможет всем нам осуществлять это апостольское служение во славу Божию. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси