17 июля 2010 года в эфире передачи «Церковь и мир» председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы со-ведущего программы Ивана Семенова, подробно рассказав о деятельности ОВЦС как церковного внешнеполитического ведомства.
— Сталкивается ли православный христианин в своей повседневной жизни с работой ОВЦС и плодами Ваших трудов?
— Конечно, сталкиваются, особенно те люди, которые живут в дальнем зарубежье и некоторых странах ближнего зарубежья. Например, отношения между православными и католиками или между православными и протестантами: ведь это не только отношения, существующие на официальном уровне. Многие православные верующие живут в странах, где преобладает Католическая Церковь или в странах, где большинство исповедует протестантизм, а это означает — смешанные браки, общение на работе с представителями других вероисповеданий или других христианских конфессий. Мы не живем в мире, в котором мы изолированы друг от друга. ОВЦС как раз и занимается всей этой обширной проблематикой, связанной с взаимоотношениями между Церковью и внешним миром, в том числе и иными христианскими конфессиями.
— Каковы основные задачи Синодального отдела?
— Прежде всего, мы заботимся о сохранении и укреплении единства Русской Православной Церкви. Русская Церковь — это не только Церковь Российской Федерации, она является доминирующей в Белоруссии, Молдавии, на Украине; очень широко представлена в других странах постсоветского пространства, а также в дальнем зарубежье. Достаточно сказать, что сейчас больше половины епископов Русской Православной Церкви — это не граждане России. В этой ситуации, конечно, укрепление внешних рубежей нашей Церкви, укрепление ее единства является очень важной задачей всей Церкви и всего священноначалия, и, в частности, Отдела внешних церковных связей.
— В эпоху хрущевских гонений на Церковь Отдел возглавлялся владыкой Никодимом (Ротовым). Что вы могли бы сказать о нем, исходя из современных реалий?
— Подлинное величие этого человека становится понятно только сейчас. По сути, он играл решающую роль в определении позиции нашей Церкви по отношению к государству, которое при Хрущеве организовало очередную волну гонений на Церковь. Митрополит Никодим всей мощью своего интеллекта и церковного сознания встал на защиту Церкви. Что тогда происходило: каждый пасхальный крестный ход превращался в демонстрацию безбожников, в священников летели окурки, выкрикивались непристойные лозунги. Чтобы положить этому конец, митрополит Никодим использовал, в том числе, и внешнюю деятельность Церкви. Например, он регулярно приглашал на Пасху делегации из Финляндии, Германии и в присутствии иностранцев ничего подобного не происходило. Ему удалось создать целую систему защиты вокруг Церкви и, используя опять же внешний фактор — вовлеченность Церкви в международную жизнь, межхристианский диалог, — создать такие условия, чтобы в эпоху гонений она не только не умерла, но еще и продолжала развиваться. Именно митрополиту Никодиму принадлежит заслуга продвижения таких молодых архиереев, как будущий Святейший Патриарх Кирилл.
— Как сегодня складываются отношения между Православными Церквями, насколько они проблематичны? Удается ли Отделу поддерживать единство Вселенского Православия?
— Православная Церковь как единое целое не имеет единого структурного или административного оформления. По своей административной структуре она представляет собой, если можно так сказать, конфедерацию автокефальных (то есть полностью независимых одна от другой) Православных Церквей. Таковых по нашему диптиху (списку церквей, принятому в Русской Церкви) — 15, а по списку, принятому, например, в Константинопольской Церкви — 14. Один этот факт свидетельствует о том, что одна из Церквей — Православная Церковь в Америке — не имеет сегодня всеправославного признания. Проблемы, возникающие между Православными Церквами, носят не богословский или догматический характер, а связаны, например, с тем, кто именно должен управлять теми или иными территориями. Исторически некоторые регионы в разное время входили в состав разных Поместных Церквей. И сегодня могут существовать две Церкви, которые оспаривают тот или иной регион. Вся эта и другая проблематика, связанная с взаимодействием Церквей, в частности, выработка общей позиции по различным современным вопросам, находится в ведении нашего Отдела.
— Как сейчас развиваются отношения с Константинопольским Патриархатом?
— В 1990-х годах у нас была очень трудная полоса во взаимоотношениях с Константинопольским Патриархатом, который в одностороннем порядке создал свою церковную юрисдикцию на нашей канонической территории, а именно в Эстонии. Это было связано с тем, что в 20-30-е годы Эстонская Православная Церковь временно находилась в составе Константинопольского Патриархата. Из-за этого на несколько месяцев были полностью прерваны наши отношения с Константинополем, потом они были восстановлены, но оставались очень напряженными. Эстонская проблема по-прежнему продолжает существовать, но в последний год Святейший Патриарх Кирилл сделал целый ряд шагов навстречу Константинопольскому Патриархату именно для того, чтобы снять создавшееся напряжение и от отношений конфронтации и соперничества перейти к отношениям доверия и взаимопонимания. Смысл заключается в том, чтобы Церкви не предпринимали односторонние шаги, чтобы создать механизм регулярных консультаций по тем или иным вопросам. И конечно, Русская Церковь готова оказывать помощь Константинопольскому Патриархату, поскольку он расположен на территории современной Турции и находится в очень стесненных обстоятельствах, нуждаясь в помощи и поддержке. Благодаря визиту Патриарха Кирилла в Константинополь и ответному визиту Патриарха Варфоломея в Русскую Церковь, состоявшемуся совсем недавно, удалось очень существенно продвинуть эти отношения в позитивном направлении и есть надежда, что они будут развиваться так и дальше.
— Владыка, расскажите, пожалуйста, о готовящемся Всеправославном Соборе.
— Наш Отдел является тем церковным органом, который будет участвовать в подготовке Всеправославного Собора. Вокруг него существует много мифов. Я регулярно получаю письма от людей, в которых говорится, что «грядет VIII Вселенский Собор, который на самом деле будет лже-собором, там предадут Православие и после этого наступит конец света». Я участвовал в нескольких подготовительных заседаниях, посвященных предстоящему Собору. Речь там идет о сугубо технических, с точки зрения обычного православного человека, вещах. Например, кто и как может предоставлять автокефалию (самостоятельность) или автономию той или иной Церкви. Обсуждается тема диптихов: в каком порядке, например, Церкви должны следовать при богослужении, когда поминаются Предстоятели Поместных Церквей, и так далее. Пока непонятно, будут ли обсуждаться на этом Соборе какие-то вероучительные или нравственные вопросы. В любом случае, если Собор будет созван, то на нем будут представлены все Поместные Православные Церкви, а это значит, что там будут главы этих Церквей, епископы, и ожидать, что там произойдет предательство Православия, думаю, вовсе не следует. Скорее наоборот, этот Собор будет способствовать укреплению позиций Православия в современном мире. Инославных представителей там не будет вообще, это будет Всеправославный Собор. Пока не определена ни дата, ни место проведения Собора, ни даже повестка дня. Святейший Патриарх Варфоломей, находясь в России, сказал, что он надеется собрать этот Собор в течение ближайших двух-трех лет, но пока неясно, насколько это реалистично.
— Какова цель пребывания Русской Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей?
— Всемирный Совет Церквей представляет собой организацию, в которую входит более 300 различных христианских церквей: православных, восточно-православных (т.н. дохалкидонских) и протестантских. Католическая Церковь туда не входит, но входит в одну из комиссий ВСЦ — «Вера и церковное устройство». Задача ВСЦ — предоставлять трибуну для представителей различных Церквей, чтобы они могли общаться между собой и озвучивать свои позиции. Никакого создания «сверхцеркви» или всехристианской религии на этом Совете не планируется, подобная работа не ведется. Для нас участие в этом форуме обусловлено, прежде всего, тем, что он предоставляет возможность свидетельствовать о Православии перед лицом инославных христиан, то есть, по сути, для нас это миссионерская работа. Но, конечно, этот форум предоставляет также возможность услышать наших инославных братьев.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru