24 июля 2010 года в ходе встречи с духовенством Днепропетровской епархии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы присутствовавших.
Монастыри должны быть средоточием не только благочестия и труда, но и богословской мысли
— Как Вы относитесь к получению богословского образования насельниками монастырей?
— Абсолютно положительно. Я всегда призываю, чтобы все насельники и насельницы монашеских обителей получали богословское образование, тем более, что сейчас есть для этого возможности. Монастыри должны быть средоточием не только благочестия и труда, но и богословской мысли, как это было всегда в Церкви.
Необходимы договоренности между епархиями и вузами о координации действий
— Как Вы оцениваете перспективы открытия кафедр богословия в светских вузах Украины в связи с принятием светского стандарта преподавания богословия?
— Я положительно отношусь к преподаванию богословия в вузах, однако при этом очень важно, чтобы между высшими учебными заведениями и Церковью существовали некие соглашения, допустим, о согласовании кандидатур преподавателей богословских предметов. Мало будет пользы, если какой-нибудь раскольник или еретик начнет преподавать основы Православия или каноническое право, ведь в таком случае эти факультеты станут источниками неадекватной информации, они будут просто затуманивать сознание людей, искажать православную традицию. Поэтому сама идея хороша, но важно, особенно в условиях Украины, чтобы были договоренности между епархиями и вузами о координации действий.
Нашу традиционную семинарскую систему мы могли бы ввести в соприкосновение с Болонскими требованиями
— Возможно ли реформирование духовных школ в соответствии с требованиями Болонской системы?
— Я считаю, что возможно. Дело в том, что система, которая у нас действует сейчас, тоже ведь не является нашей национальной, она не российская, не украинская, не белорусская. Это так называемая Берлинская система XIX века. В свое время она была принята в царской России, а потом перешла в советскую систему. Таким образом, сама по себе та система, которая у нас сейчас принята, — не наша, а немецкая, западная.
Сейчас Европа переходит на Болонскую систему. В конце концов, что такое система? Это некий порядок. Представьте себе лестницу. У той или иной лестницы может быть более крутой или более пологий уклон. Важно, кто вас ведет по ней, а сама лестница, конечно, тоже имеет значение, но не принципиальное. Самое главное — что происходит с человеком в этот момент. И мне кажется, что Болонская система дает возможность абсолютно адекватно отражать православное богословие в семинарской системе, в системе академической. Только важно для нас, чтобы профессора были высокого уровня, чтобы студенты проявляли интерес к обучению. Сама же система достаточно гибкая, и я уже дал указание проработать вопрос, как нашу традиционную семинарскую систему мы могли бы ввести в соприкосновение с Болонскими требованиями. Уже разработан переход от одной системы к другой без всякого ущерба для нашей традиционной системы, но одновременно с определением тех требований, которые помогут нам очень энергично развивать богословское образование применительно к современным нуждам Церкви.
Необходимо обеспечить финансовую поддержку уходящим на пенсию священникам и особенно вдовам и сиротам клириков
— Очень интересно Ваше мнение о пенсионном обеспечении клира и попечении о семьях рано умерших, погибших священнослужителей.
— Мне кажется, в каждом месте по-разному надо решать этот вопрос, но неплохо было бы, конечно, создавать фонды. Правда, зачастую такие инициативы упираются в законодательство. Вот в Российской Федерации создание фонда — это дело убыточное, потому что система налогообложения не дает ему осуществлять накопления. Обычно фонд всегда работает с прибыли, то есть с процентов с капитала. Так осуществляется деятельность знаменитого Нобелевского фонда — все Нобелевские премии выплачиваются с капитала, которые был когда-то Альфредом Нобелем положен на эти нужды. То же самое могло бы быть, конечно, при правильном законодательстве, и с системой финансовой поддержки вдов священнослужителей, сирот, священников, вышедших на пенсию.
В любом случае, мы сейчас продумываем, как можно обеспечить финансовую поддержку уходящим на пенсию священникам и особенно вдовам и сиротам. Это очень важная для Церкви задача.
Пресс-служба Святейшего Патриарха/Служба коммуникации ОВЦС