22 августа 2010 года, в праздник Собора Соловецких святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.
За братской трапезой после богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился с речью к архиереям и священнослужителям, сопровождавшим Его Святейшество в дни пребывания на Соловках, братии монастыря и высоким гостям.
Святейший Владыка выразил радость по поводу того, что в ходе Первосвятительского визита состоялись две архиерейские хиротонии, причем на высочайшую степень церковного служения были возведены пастыри, не искавшие почестей, но всю свою жизнь отдавшие «смиренному, не очень заметному, но искреннему служению Господу».
По словам Его Святейшества, «есть о чем подумать» в связи с тем, что сонм архиереев Русской Церкви пополнили такие люди, как архимандрит Пантелеимон (Шатов) — благочестивый пастырь, до пострига много лет несший приходское послушание и воспитавший четырех дочерей, и архимандрит Вениамин (Лихоманов) — «монах, духовник, скромный, образованный человек, который никогда не кичился своим образованием и смиренно служил в тех местах, куда его направляли».
«Самое отвратительное в Церкви — это монашеский карьеризм, — подчеркнул Предстоятель. — Я думаю, две хиротонии, которые были совершены на Соловках, — очень ясный сигнал всем нашим монахам, у которых голова от архиерейства кругом идет и которые считают, что жизнь не состоялась, если к тридцати годами они еще не архимандриты».
«Всякий нездоровый карьеризм в Церкви — это то, что нужно искоренять, и с Божией помощью мы этим будем заниматься, — сказал Святейший Владыка. — И всех, кто очень хочет стать епископом, хочу предупредить: Патриарх видит это и навряд ли вы станете епископами. А епископами станут те, кто к этому не стремится».
Святейший Владыка отметил, что хиротонию отца Пантелеимона предполагалось совершить 10 августа в Новодевичьем монастыре, однако в те дни столица была охвачена дымом лесных пожаров и к Его Святейшеству обратились с просьбой отменить Патриаршее богослужение, чтобы избежать большого стечения народа и не подвергать опасности здоровье людей. Предстоятель позвонил отцу Пантелеимону и сообщил, что хиротония переносится. «Он мне смиренно говорит в ответ: "А может, вообще ее отменить?" — рассказал Патриарх. — Спасибо вам, владыка Пантелеимон, за эти слова — они мне душу согрели».
«Думаю, что нам нужно так относиться к архиерейскому служению: пал на тебя жребий — принимай, не падает жребий — занимайся тем, чем занимаешься, — добавил Предстоятель Русской Церкви. — Ведь пред Богом все мы встанем в ряд не по порядку хиротоний, и не по количеству крестов, и не по тому, в митре ты служил или в камилавке. Там, может быть, Патриарх встанет за уборщицей и будет ей в глаза заглядывать и говорить: "Марья Ивановна, ты уж помолись за меня…"»
«Мы должны очень ясно понимать, что наша церковная карьера есть относительная вещь, не имеющая никакой прямой связи с нашим спасением, — напомнил Святейший Патриарх Кирилл. — Дает Бог силы и разумение, обратил на тебя внимание соборный разум Церкви — будешь и епископом, и митрополитом, и Патриархом. Нужно тебе быть там, где ты несешь свое служение, — неси его с дерзновением, молитвой и любовью».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси