6 сентября 2010 года в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке митрополит Волоколамский Иларион встретился с делегацией итальянских парламентариев, которую возглавлял председатель папского Совета по вопросам новой евангелизации, капеллан итальянского парламента архиепископ Рино Физикелла.
Я хотел бы сердечно приветствовать вас от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх Кирилл в силу принятых ранее на себя обязательств не смог лично с вами встретиться, но просил меня это сделать для того, чтобы мы могли обменяться некоторыми мыслями и идеями, касающимися будущего христианства в Европе, в частности, в России и в Италии. Храм, в котором вы находитесь, представляет собой яркий пример взаимопроникновения традиций Востока и Запада. Если бы не иконостас, то можно было бы подумать, что это католический храм и что это не Москва, а, например, Рим или какой-то другой город Западной Европы. Храм строился в несколько этапов и последний этап его строительства приходится на вторую четверть XIX века, когда в русском храмостроительстве преобладали тенденции, связанные со стилем классицизма, отсюда форма как ротонды, так и колоннады. Храмов в таком стиле не очень много в Москве, но их много в Санкт-Петербурге. Я очень рад, что Вы уже посетили многие святые места нашего города и что впереди Вас ожидает путешествие в Санкт-Петербург, нашу северную столицу.
Наш храм, в котором вы находитесь, знаменит еще и тем, что здесь обретается чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Я должен сказать, что если бы вы посетили и богослужение, то, может быть, услышали и уловили бы другие аспекты связи между Россией и Италией. В те времена, когда созидался этот храм, наше хоровое пение испытывало очень сильное влияние итальянской музыки. Такие мастера итальянской оперы, как Сарти и Галуппи, были руководителями придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге, и наши ведущие композиторы того времени — например, Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский — были учениками итальянских композиторов. Духовные концерты этих авторов до сих пор исполняются в Православной Церкви и, хотя они написаны на славянские богослужебные тексты, по своему музыкальному стилю они приближаются скорее к итальянской инструментальной музыке. Сегодня люди по-разному относятся к этому феномену, но факт остается фактом: влияние итальянского искусства вообще и итальянской музыки в частности на русское церковное искусство было очень сильным.
Диалог между нашими странами происходит не только на уровне культуры, но и на государственном, а также церковном уровне. Хотел бы особенно отметить деятельность российско-итальянского форума-диалога по линии гражданских обществ. Целью этого форума является формирование новых перспективных направлений, расширение сотрудничества между нашими странами в различных областях и выстраивание инфраструктуры гражданских отношений в сфере экономики, науки и образования. В состав форума входят представители Церкви, власти, бизнеса, искусства, общественных организаций и средств массовой информации Италии и России. В рамках этого форума проходят значимые для наших стран мероприятия. В частности, 11 и 12 октября в Москве состоится первый ежегодный симпозиум на тему: «Этические аспекты банковской деятельности. Опыт в России и в Италии». В организации этого симпозиума принимает активное участие возглавляемый мной Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата.
Добрые отношения связывают Русскую Православную Церковь с различными епархиями Римско-Католической Церкви в Италии. Мы прилагаем усилия для того, чтобы укреплять эти отношения, помня о том, что, несмотря на различия в области догматики и экклезиологии, существующие между нашими Церквами, перед нами в современном мире стоят общие задачи, и главной нашей общей задачей является совместная защита христианских ценностей перед лицом воинствующего секуляризма. Сегодня в европейском политическом дискурсе преобладает такое умонастроение, согласно которому религия должна восприниматься как исключительно частное дело отдельных индивидуумов. Нам говорят, что религия — это то, что мы можем практиковать в своих храмах или в своих квартирах, но наше религиозное мировоззрение никак не должно сказываться на нашей профессиональной и общественной деятельности, на нашем социальном служении. Это особенно относится к политикам и дипломатам. Многие политики считают неприличным открыто заявлять о своей религиозной принадлежности или открыто руководствоваться в своей деятельности религиозными постулатами и ценностями. Это изгнание религии из общественного поля нацелено, прежде всего, на христианство. Нередко эта, по сути дела, христианофобия оправдывается идеей толерантности по отношению к другим религиям. Воинствующие секуляристы пытаются нам внушить, например, что наличие христианских символов в общественных местах будет оскорблять чувства представителей других религий.
Типичным примером такого отношения является решение Европейского Суда по правам человека по делу «Лаутси против Италии». В этом решении от 3 ноября 2009 года утверждается, что наличие распятия в государственных школах Италии нарушает права человека. Русская Православная Церковь поддерживает Италию в этом процессе. Я должен отметить, что Российская Федерация, которая является частью канонической территории Русской Православной Церкви, выступила «третьей стороной» в разбирательстве этого вопроса в Большой палате Европейского Суда по правам человека. Отмечу, что среди стран, которые также выступили «третьей стороной» — Армения, Болгария, Кипр, Греция, Литва, Мальта, Сан-Марино, Монако и Румыния — четыре являются православными странами. Для нас очень важно, чтобы христианские символы продолжали присутствовать в общественных местах, в том числе в школах европейских государств.
Мы считаем, что отказ от христианских символов в Европе является предательством не только по отношению к прошлому, но также по отношению к настоящему и будущему. Мы думаем, что Церковь должна иметь возможность открыто выступать в защиту христианских нравственных ценностей. Когда мы говорим о христианских нравственных ценностях, речь идет не о каких-то богословских постулатах, а о ключевых антропологических понятиях, таких как семья и рождение детей. Мы видим, что традиционное христианское понимание семьи подвергается сегодня нападкам со стороны воинствующего секуляризма. Представление о том, что дети — это благословение Божие, не характерно для многих современных молодых семей. Сегодня вполне нормальным считается контролировать количество детей в семье и совершать аборт, когда рождение ребенка оказывается нежелательным. Это массовое детоубийство, по сути дела геноцид, происходит в самых развитых странах, в том числе в странах весьма обеспеченных и богатых, где родители могли бы позволить себе иметь не только одного, но двух и более детей.
Речь идет об определенной системе ценностей. С точки зрения христианина существует некая абсолютная нравственная система ценностей, базирующаяся на божественных заповедях. В этой системе ценностей важнейшее место занимает семья. И до тех пор, пока человечество помнило об этих абсолютных нравственных ценностях, оно, по Божией заповеди, «плодилось и размножалось». С тех пор, как народы западных стран усвоили секулярную систему ценностей, они встали на путь постепенного вымирания. Если народонаселение той или иной страны увеличивается — это признак духовного здоровья нации, если же уменьшается — признак духовной болезни. Это очень простая истина и очень простой показатель. К сожалению, мы должны признать, что наше общество — это относится и к России, и к Италии — духовно больно. Корень этой духовной болезни — в отказе от христианских духовных нравственных ценностей, которые должны играть важнейшую роль в исцелении от этой болезни. Именно здесь находится то миссионерское поле, которое мы — православные и католики — можем возделывать вместе. На этом пространстве необходимо сотрудничество между людьми Церкви и политиками, дипломатами и народными избранниками — всеми теми, от кого зависит благосостояние народа. Демографический кризис, а также многие другие проблемы современного человека невозможно решить только силами Церкви или только силами государства, здесь нужны наши общие усилия. Я хотел бы выразить надежду на то, что и православные, и католики в России и в Италии будут активно сотрудничать для того, чтобы вместе защитить христианское наследие нашего континента».
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru