19 сентября 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил военную базу 16-й эскадры подводных лодок Тихоокеанского флота ВМФ России, где встретился с личным составом эскадры.
Уважаемый Константин Геннадьевич, уважаемый Николай Анатольевич, дорогие защитники Отечества!
Именно в этом месте, где сосредоточена мощь Тихоокеанского флота России, способная реально защитить великую страну, я хотел бы начать свое обращение к вам выражением глубочайшей благодарности. Благодарности за то, что в самое трудное время, через которое проходила Россия, вы и ваши предшественники не дрогнули, не покинули своего боевого поста, остались верны присяге и в очень тяжелых условиях, которые многими воспринимались как унизительные, со смирением, твердостью и верностью Отечеству совершали свой воинский подвиг.
Я имел возможность быть на этом месте в 2005 году. Я видел лица моряков, с которыми общался, и понимал сердцем, как непросто было в то время нести здесь свою боевую вахту. Но уже тогда я испытал глубочайшее чувство удовлетворения от увиденного. Сейчас же, когда взору предстоит уже совсем другой Рыбачий — с обновленными зданиями, с развитой военно-морской инфраструктурой, то понимаешь, что за эти годы произошло многое, что изменило к лучшему жизнь наших военных моряков.
Церковь была вместе с Вооруженными силами всегда, на протяжении всей своей истории. Даже тогда, когда по идеологическим причинам Церковь была внешне отделена от людей в погонах, внутренне она не была от них отчуждена, потому что за каждым богослужением, в каждом храме возносилась усердная молитва о властях и о воинстве. Сегодня у нас другие условия жизни. Как вы знаете, решением Президента Российской Федерации в Вооруженных силах России начинает развиваться институт военного духовенства. Пока мы еще делаем самые первые шаги, может быть недостаточно энергичные. Но, поскольку юридическая основа уже заложена, то я надеюсь, что в ближайшем будущем в наших войсках — в армии, на флоте — появятся священнослужители, которые будут нести служение бок о бок с военнослужащими, духовно укрепляя тех, кто реально нуждается в этой поддержке.
Военный человек нуждается в духовной поддержке, поскольку риски, связанные с воинской службой, настолько велики, что их нельзя компенсировать никакими материальными благами. Никакие материальные блага не могут компенсировать увечье, а тем более утрату жизни. Если человек принимает присягу и дает обязательство в случае необходимости жизнь свою отдать за Родину, то это означает, что его служение стране и народу требует огромной внутренней силы. Долг — это нравственное понятие. Никакими законами нельзя заставить человека идти навстречу огню — только внутреннее сознание необходимости выполнить долг, только упование на волю Божию и на Его помощь и помогает человеку не терять мужества в самых тяжких обстоятельствах, перед лицом смерти.
Все это и является причиной, по которой Церковь всегда была, есть и будет с Вооруженными силами, делая все для того, чтобы духовно поддержать, укрепить и воспитать военнослужащих в их преданном служении Родине, безупречной верности присяге, в готовности защитить свой народ даже ценой своей собственной жизни.
<…>
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси