Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Матф. 6, 33)
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 28 июня по 1 июля 2006 года в Сергиевом Посаде и Сарове прошла Третья ежегодная всероссийская научно-богословская конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», посвященная трехсотлетней годовщине основания Саровской пустыни и обсуждавшая тему «Возрождение православных монастырей и будущее России».
Конференция была организована Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского при участии Российской академии наук, Московских духовных академии и семинарии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Нижегородской епархии Русской Православной Церкви, Фонда «Фома Центр», Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ.
С приветственными посланиями к участникам конференции обратились Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, министр культуры и массовых коммуникаций России А.С. Соколов, руководитель Федерального агентства по атомной энергии С.В. Кириенко.
В работе конференции приняли участие видные российские ученые, деятели образования и культуры, священнослужители, государственные и общественные деятели, журналисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Курска, Сергиева Посада, Сарова, Дивеева, Смоленской области.
По итогам состоявшегося обсуждения участники конференции считают необходимым заявить следующее.
***
Православные монастыри — зримое свидетельство того, что у Российской земли есть не только политическая, военная, культурная, но и священная история. Образ монастырской обители, источающей свет, радость и покой, остается одним из фундаментальных устоев нашего общенационального самоощущения и самопонимания, является и неотъемлемой частью образа России в мире.
Сегодня, в отличие от недавних периодов нашей истории, каждый из нас имеет возможность не только изучать монастыри как культурное наследие, но и прикоснуться к живому опыту монашеской жизни. Возрождение монастырей дает нам надежду на возрождение России.
Суть православного монашества, заповеданная нам святыми отцами, это подвиг, обóжение, прямое преемство пути апостольского и пути мученического. Веками в монашестве накапливался опыт того, как открыть себя Богу, дать благодати действовать в себе. История и сегодняшний день Православной Церкви полны свидетельств подлинного преображения на этом пути не только человеческого сознания, но и всего естества человека. В наши дни этот опыт предельно значим. Содержание и смысл монашеской жизни взывают не только к почитанию, но и к глубокому пониманию и осмыслению.
Грозные испытания ХХ столетия обратили русское общество к своим истокам. Политику «наведения мостов» сегодня можно отчетливо видеть как со стороны Церкви, так и со стороны лучших представителей светской культуры. Наше упование состоит в том, что монашеская молитва способна вновь, как и в прошедшие исторические эпохи, стать стержневым культурообразующим фактором.
Чтобы это стало возможным, нужны целенаправленные усилия по возрождению великой традиции русского ученого иночества. А в современной светской культуре необходимо восстановить ясное понимание содержания и смысла монашеского умного делания. Смелое и открытое свидетельствование всему миру о нашей традиции — историческая задача нынешнего поколения православных людей.
Монашеская жизнь способна дать образцы послушания, целомудрия, нестяжания, верности, столь необходимых миру вне монастырских стен. Присутствие этих идеалов в нашем национальном самосознании жизненно важно. Богатейшее монастырское наследие, хранимое в трудах святых отцов, — надежная опора в стяжании этих добродетелей. Ныне это наследие все больше востребуется обществом.
Монастыри преображают не только человека. Они представляют собой зримые образцы творимого с молитвой вдохновенного труда, преображающего данную нам Богом в управление природу. Созданные православными монахами произведения архитектуры, иконописи, прикладного, ландшафтного, инженерного искусства имеют огромную ценность и навечно вошли в сокровищницу мировой культуры.
На конференции был поднят вопрос о том, может ли мирянин обсуждать монастырскую жизнь и те проблемы, которые встают на пути возрождения монастырей. Итогом обсуждения явилось общее мнение, что это возрождение — дело всей Церкви Христовой, в том числе и мирян. Ожидания и надежды, которые миряне связывают с возрождением монастырей, большое доверие мира к монастырю — важные составляющие нынешней церковной жизни. Не менее важным следует считать и адекватное, приемлющее отношение монастыря к миру и мирянам.
В былые времена православные монастыри «шли в мир» и устанавливали свое влияние на огромных территориях, становились проводниками распространения русской цивилизации. Но это происходило после накопления духовных сил, которое длилось десятилетиями и веками. Образ этого делания — житие преподобного Серафима Саровского, который большую часть жизни был в молитвенном затворе и лишь под конец пути вышел на служение людям.
В наши дни монастырям возвращают их достояние, зачастую превращенное в руины. Монашеская община тратит много сил на то, чтобы обживать и восстанавливать это наследие. Не меньше сил уходит на то, чтобы ответить на духовную жажду мира. При этом необходимый для служения в миру духовный опыт еще не накоплен. Так что одна из главных опасностей на пути современного монашества — расходование сил не на созидание внутреннего сокровенного человека, а на хлопоты по хозяйству и прием неиссякаемого потока паломников.
Социальное служение монастырей иногда рассматривается как основной довод в пользу их восстановления. Действительно, в возрождаемых обителях делается во славу Божию много полезных дел. Однако православные люди понимают: внутренняя молитвенная жизнь монастыря шире и важнее его социального служения, которое не является самоцелью. Наоборот, лишь духовное созревание способно дать плоды и на ниве добрых дел.
Миряне знают, что всегда могут приехать в монастырь и получить там духовную помощь. Но сегодня мы сами должны помогать монастырям — трудиться для восстановления монастырских стен, налаживать жизнеобеспечение, а при необходимости — защищать свои святыни от посягательств. Монахи должны иметь возможность делать свое дело — молиться. Мирянам же надо создавать условия, чтобы монашеская молитва могла совершаться, не рассеиваясь на житейские попечения.
В сегодняшних монастырях востребованы не только простые послушания, но и самые современные, — юридические, экономические, организационные, проектные, информационные и иные, требующие высокопрофессиональной подготовки. Формой, в которую такое служение способно вылиться, могло бы стать создание у монастырских стен мирских братств, обществ, попечительских советов, берущих на себя, по слову апостола, бремя восстановления и обустройства монастыря: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).
Защита возрождаемых монастырей как нашего общего достояния — особый вопрос. Сегодня перед монастырями стоит много проблем, среди которых недолжное использование церковного наследия, невозвращение земель, зданий, иного имущества, а в ряде мест — продолжающееся поругание святыни. В сегодняшнем правовом поле закреплено право государства вернуть монастырское имущество, но нет обязанности его вернуть. В тех же случаях, когда возвращение имущества происходит, оно, как правило, передается не в собственность, а в пользование.
Особую проблему представляют намерения использовать возрождаемые монастыри как высокорентабельные объекты индустрии туризма и развлечений. Растущая туристическая эксплуатация без должного уважения к церковным традициям разрушает наследие монастырей и окружающую природу, профанирует духовную атмосферу обителей. Так, тяжелая ситуация, о которой неоднократно говорил Святейший Патриарх Алексий II, сложилась сейчас на Соловках.
Участники конференции выразили серьезную обеспокоенность коммерциализацией Соловецкого наследия, идущей при активном участии ряда государственных учреждений и властных структур. На конференции были обсуждены планы создания Ассоциации мирян по защите Соловецкой святыни.
Общественная поддержка монастырей, информационная работа, решение имущественных вопросов должны вестись юридически квалифицированно. Помимо использования всех возможностей действующего законодательства здесь необходимы и законодательные инициативы, например, введение понятия «религиозной святыни» в правовое поле Российской Федерации. Прецеденты защиты святынь в мировой законодательной практике имеются.
Успешные инициативы монастырей, приходов, православной общественности по защите своих прав надо распространять. Для этого на общецерковном уровне было бы целесообразно создать соответствующее институциональное и методическое обеспечение. Было бы полезно создание и епархиальных правовых служб.
Защита монастырей важна для нашей гражданской самоорганизации. Научившись защищать свои святыни, мы, православные граждане Российской Федерации, научимся строить по духовным канонам и свою повседневную жизнь.
Мир нуждается в монастыре, как и монастырь нуждается в мире. Особую нужду в отношениях с монастырем испытывает современная российская школа. Познавательное и трудовое паломничество в монастырь может стать органической частью образовательной и воспитательной работы. Важная линия развития связана с созданием при монастырях приютов, детских домов и дающих полноценное современное образование школ, где традиции монастырского воспитания могут быть соединены с современными достижениями педагогики.
Мы уповаем на то, что желание молодежи потрудиться в монастыре во славу Божию и для собственной пользы со временем вновь станет признанной общественной нормой. Монастырь может, как и в былые века, соделаться настоящей школой труда и молитвы для молодого поколения новой России.
Все определеннее помимо ставшего уже привычным образа монастыря, братия которого пребывает в трудах на земле, вырисовывается образ городского монастыря – монашеской общины в центре современного города. Посреди городской жизни, в средоточии искушений, шума и беспокойства, труднее спасаться. Но именно в городах живет сейчас большая часть нуждающихся в окормлении верующих, именно городские монастыри успешно развивают просветительскую, педагогическую, издательскую, научно-богословскую деятельность.
Возможно, в сегодняшних условиях большее развитие могли бы получить малые братства и сестричества, небольшие монашеские общины. Ведь и Мельничная община батюшки Серафима до того, как дивеевские общины соединились в один монастырь, 15 лет была не монастырем, но трудовой молитвенной общиной со своим уставом.
Духовное возрастание монастырей и расширение их влияния неминуемо приведут к возрастанию жизненной силы русского народа. Восстановление монастырей и возрождение крепкой русской семьи взаимосвязаны. Монах и семьянин – два образа благочестия. Вокруг монастырей будет формироваться нравственное общество, где редкостью станут разводы, аборты, семейное насилие, наркотики, пьянство, суицид, преступность. Мы убеждены, что уже по этим причинам государство и благонамеренное светское общество должны быть заинтересованы в поддержке православных монастырей.
На конференции обсуждались конкретные проекты, такие как устройство духовного училища для сестер и послушниц Дивеевского монастыря, придание возрождаемому Саровскому монастырю богословской, образовательной и книгоиздательской направленности, создание при Дивеевском монастыре общественной приемной, осуществляющей юридическое консультирование православных граждан.
Посреди всех искушений века сего мы уповаем на твердость в вере православного монашества, разного по внешним формам своей жизни, но неизменно и крепко святоотеческого по духу. Мы верим, что стремление к совместному житию во имя Христа будет присутствовать в Церкви до конца времен, а значит, до конца времен мир будет иметь наставление и живой образец, побуждающие к поискам спасения души, глубокому размышлению, созерцанию и молитве.
В трудах по устроению монастырской жизни как монашествующим, так и подвизающимся им в помощь мирянам нужны здравомыслие, терпение, духовная трезвость. Стремление не только заложить сад, но и вырастить его, чтобы насладиться плодами, по-человечески понятно. Но надо отчетливо сознавать, что исчерпывающее исполнение наших чаяний находится, скорее всего, за горизонтом нашей собственной земной жизни. Это, бесспорно, не умаляет повелительной необходимости прикладывать к делу возрождения монастырской жизни все свои силы, не умаляет и необходимости испрашивать новых сил у Господа.
Прославленные монастыри минувшего нельзя восстановить ныне в буквальном соответствии со старыми чертежами и уставами, как нельзя скопировать чудотворную икону. Но намоленный список с чудотворной иконы по горячей молитве праведников и по милости Божией может сам стать чудотворным. Глубоко верим, что так и будет с монастырями, появляющимися ныне на просторах России.
30 июня 2006 года, Саров