В интервью 1-му каналу Предстоятель Русской Церкви высказал свое мнение о перспективах объединения с Русской Православной Зарубежной Церковью, а также по некоторым другим вопросам.
— Ваше Святейшество, форум вот этот прошел накануне встречи «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. И в Итоговом Послании саммита религиозных деятелей мира есть очень много тем. Вот как вы считаете, какие из этих тем, на какие из этих тем обратят внимание президенты «восьмерки»?
— Ну, я думаю, в первую очередь обратят внимание на темы, связанные с терроризмом, с нетерпимостью. Но и должны обратить внимание на нравственные основы жизни, укрепление семьи, религиозное образование. Нельзя отодвигать религию на обочину жизни. С религиозным мнением людей нужно считаться, потому что религиозные традиции, они имеют тысячелетнюю давность. Это те нормы жизни, которые даны Богом, которые претворены в жизни разных религий. Но здесь мы были единодушны в том, что нравственные основы нужно соблюдать. И оскорбления нравственных чувств вызывает только разделение среди людей, а не объединяет их.
— На форуме президент России Владимир Путин выступал и говорил, что одна из причин роста экстремизма — как раз в отсутствии религиозного знания религии, какого-то религиозного образования. Каков вот здесь может быть вклад Русской Православной Церкви?
— В течение последних лет мы ставим вопрос о том, о необходимости преподавания факультативно, по желанию родителей и детей основ православной культуры. Я считаю, что это культурологический предмет. И каждый живущий в России должен знать основы своей культуры.
Нам иногда высказывают, что — ну ведь у нас много мусульман. Но сегодня вот избранный новый секретарь Межрелигиозного Совета СНГ, он очень правильно высказался, что мусульмане, живя в России, должны знать историю, культуру этой страны, в которой они живут. И мы считаем, что мусульмане должны изучать основы культуры ислама. Так же как и другие религии должны знать историю своей культуры. И это поможет людям лучше понимать религиозные постулаты, религиозные взгляды и с большим уважением люди будут относиться к религии и к религиозным деятелям.
— Знание религии это еще и способ общения между целыми цивилизациями. В связи с этим я хотел задать Вам вопрос об отношениях Русской Православной Церкви и Церкви Римско-католической. Как Вы, какие-то новые ощущения вот в этом диалоге между двумя Церквами появились у Вас?
— Ну, я думаю, что с новым понтификатом изменились тональность наших отношений. И в своей первой речи, которую произнес Папа Бенедикт XVI, он сказал, что приоритетом его служения является улучшение отношений с православными церквами. И я очень надеюсь, что при новом понтификате будут решены те вопросы, которые осложняли наши отношения.
Часто говорят о возможности встречи. И я убежден, что если такая встреча состоится, во-первых, она должна быть хорошо подготовлена. А когда она состоится, она должна дать конкретные шаги по улучшению наших отношений. И сейчас мы находим общую платформу деятельности, потому что сохранение нравственных ценностей — это забота и Римско-католической Церкви. Потому что секуляризация общества на Западе, она, несомненно, беспокоит деятелей Римско-католической Церкви и главу Римско-католической Церкви. У нас мы все время ставим вопрос о необходимости сохранения духовных ценностей, когда мы вышли после 70-летнего периода атеистического воспитания и богоборчества. Поэтому здесь, я думаю, мы должны и находим общую платформу для совместных действий.
— Ваше Святейшество, вы упомянули о 70-ти годах самых тяжелых, наверное, в истории России. В связи с этим не могу не спросить вас об отношениях с Русской Православной Церковью за рубежом. Фактически, ведь известно, что та часть России, которая оказалась в изгнании, благодаря этой Церкви сохранила и язык, и традиции, и передала их детям, и внукам на несколько поколений.
Как Вы видите преодоление отчуждения в отношениях между фактически двумя частями одной Русской Православной Церкви? Какие на этом пути предстоит сделать шаги и, я не знаю, может быть, это там прощение, покаяние, это взаимная какая-то любовь. Это же -таки фактически разделенная Церковь исторически в связи с обстоятельствами, которые случились...
— Я думаю, что шаги большие сделаны. То, что в прошлом году приезжала официальная делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с ее предстоятелем митрополитом Лавром, которая присутствовала на трех патриарших богослужениях. И они молились. Так что, когда мы говорим, что нужно достигнуть молитвенного, евхаристического общения, я считаю, что молитвенное общение уже достигнуто.
И, может быть, в конце года состоится совместное богослужение здесь у нас, скажем, в Успенском соборе Московского Кремля, как главном храме Русской Православной Церкви. А затем со всеми приехавшими священнослужителями и иерархами в храме Христа Спасителя. Да, это большой путь проделан. Нам нужно объединиться у чаши Христовой и вместе совершать свое служение. И надо нам объединяться и делать общее дело — служить своему народу.
— Спасибо Вам большое, Ваше Святейшество за это интервью. Спасибо.
— Спасибо вам.
Беседовал Петр Толстой