21 сентября 2010 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, состоялся прием в честь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от имени губернатора Сахалинской области А.В. Хорошавина, на котором присутствовали члены официальной делегации Русской Православной Церкви, представители власти, общественных организаций и деловых кругов области. Святейший Патриарх обратился к собравшимся с приветственным словом.
Я выношу самое светлое впечатление от посещения Сахалина, от встреч с людьми, с дивной природой, от тех бесед, которые у меня здесь состоялись. Совершенно по-новому я увидел остров Сахалин и понял его возможности, его потенциальную силу и то, что сегодня здесь происходит. Хотел бы еще раз сказать, что сердечно благодарю владыку Даниила за его жертвенное апостольское служение. Ему досталось непростое наследие, но он со смирением, разумением, добрым сердцем и твердой волей сумел многое сделать. Но сделанное Вами, владыка, — это только первый шаг, потому что задачи перед Церковью на Сахалине стоят огромные.
Эти задачи перекликаются с задачами государственными. Нас иногда обвиняют, что Церковь и государство в спайке, что Церковь не должна себя так вести. В истории всякое бывало, но даже тогда, когда государство распинало Церковь, Церковь не была ему врагом. В то время нас никто не мог понять, особенно на Западе. Нам говорили: «Вас же к стенке ставят, в лагеря ссылают, деклассируют… Выступите, поднимите свой праведный гнев!» Но мы никогда этого не делали, потому что понимали: государство — это форма организации народной жизни. Форма может быть неправильной, даже преступной, но ведь внутри — народная жизнь и, ударяя по государству, обязательно ударяешь по народу.
Это не значит, что Церковь все оправдывает, на все закрывает глаза и не видит ничего плохого. У Церкви есть своя возможность, в отличие от оппозиции, тихим голосом говорить Божию правду, и, слава Богу, сегодня эту правду слышат. Но Церковь всегда со своим народом, и именно от этого и проистекает нынешнее взаимодействие Церкви и государства.
А эти цели и задачи огромные. Россия впервые за много десятилетий стала свободным, энергично развивающимся государством. У каждого человека появилась реальная возможность делать то, что он хочет делать, вкладывать в свои дела — будь то предпринимательство, интеллектуальный или административный труд — всю свою энергию. У многих появилась возможность путешествовать по всему миру, наблюдать, как живут другие люди, сравнивать, критически оценивать свои недостатки и одновременно видеть свои сильные стороны. Мы становимся зрелым обществом, мы взрослые и свободные люди…
Мы живем в удивительно богатой стране. Вспоминаю свой разговор в начале 90-х годов с одним очень известным немецким предпринимателем, который долгие годы торговал с Советским Союзом. Это был уже пожилой, мудрый человек, и он помогал мне многое понять, рассуждая с точки зрения экономической. Однажды я сказал ему: «Вы знаете, мы переживаем глубочайший кризис, у нас экономическая катастрофа». Он улыбнулся и ответил: «В России не может быть экономического кризиса, как не может быть экономического кризиса у человека, если он сидит на сундуке с золотом. Если в такой ситуации возникает кризис — значит, этот кризис в голове». Это действительно так. Конечно, сказанное не значит, что мы больные, неполноценные или плохо образованные люди. У нас один из самых высоких в мире уровней образования, и, как бы критически мы о нем ни отзывались, именно наше образование обеспечило в свое время огромные экономические и технологические победы. Не в образовании дело (хотя его тоже нужно улучшать), но в потере верных ценностных ориентиров.
Что же произошло? А произошло то, что должно было произойти. Способность на уровне сердца, интуиции, разума отличать добро от зла дает только Бог. Сегодня здесь прозвучали потрясающие слова о том, что Православие неотделимо от нашего государства, о том, что так было всегда и так будет. За этими простыми и ясными словами — та же истина. А почему, собственно говоря? Да потому, что вера вводит ясные критерии, вера превращает человека из легко манипулируемого разумного существа в свободную личность, вера дает внутреннюю свободу. Невозможно манипулировать сознанием верующего человека, потому, что он основывает свою жизнь на колоссальной духовной и интеллектуальной традиции, несущей в себе этот критерий различения добра и зла.
Я говорю об этом здесь, потому что мы на Сахалине, в дальнем русском порубежье, а рядом Япония, другие страны — мощные, развивающиеся. Вы все ездите по этим странам, вы свободные люди. А сюда приезжают разные проповедники, и чего они только не говорят нашему народу! Нередко логика примерно такая: «Японская или корейская машина лучше российской, японский компьютер лучше российского, а значит, и вообще все, что из Кореи, из Японии, лучше, чем из России — включая и веру. Поэтому идите не в православный храм, а к нам, мы вас научим, как стать счастливыми».
Это дальнее русское порубежье, с одной стороны, имеет колоссальный потенциал для развития; с другой стороны, здесь важно никогда не терять бдительности, как нельзя терять бдительности на границе. Не в том смысле, что нужно видеть в других людях врагов — ни в коем случае! Но нужно таким образом созидать своего внутреннего человека, чтобы быть способным получать от наших друзей и партнеров необходимое для нашего развития, для нашей жизни, и вместе с тем сохранять внутри себя то, что никогда и ни при каких условиях не может быть деформировано. Потому что эта деформация внутреннего человека, его системы ценностей и означает уничтожение страны. Вот почему Русская Церковь и Россия — это неотделимые понятия. Не будет Церкви — и не будет страны, как уже было сказано. Храните веру православную.
Я знаю, что многие из вас вышли из неверия, кому-то все это еще тяжело воспринимать. Тяжело не столько даже на мировоззренческом уровне, а на уровне культурном, потому что у Церкви своя субкультура. Когда человек воспитывался в иной субкультуре, ему кажется, что между ним и Церковью какая-то пропасть: тяжело прийти, тяжело перекреститься, тяжело понять… Но овладение культурной стороной дела не такая уж великая и сложная, а главное, не самая основная задача. Основная задача — это состояние разума и сердца. Можно современно одеваться, ездить на современных машинах, слушать современную музыку — и быть глубоко православным человеком по убеждениям. Именно такой человек и становится лицом модернизирующейся России. Страны, развивающей технологии, инфраструктуру, систему управления, поднимающей жизнь людей на более высокий уровень, и одновременно остающейся Святой Русью, хранящей веру православную, а вместе с Православием хранящей и саму себя.
Хотел бы поблагодарить вас за добрые слова, которые я услышал в течение этих дней, поблагодарить вас за труды, которые вы здесь несете, призвать вас и дальше, живя на этом дальнем порубежье Руси, хранить веру православную в сердце своем и все время двигаться, хотя бы и маленькими шагами, навстречу Богу. На каждый маленький шаг, который мы делаем, Бог отвечает нам. Он дает нам внутреннюю силу, душевное и телесное здравие, благословляет нашу жизнь, а если бы не было такой взаимосвязи с Богом, то и никакой религиозной веры не существовало бы.
Дай Бог, чтобы такое духовное, интеллектуальное, нравственное, экономическое, социальное развитие стало достоянием Сахалина, Дальнего Востока и всей России. Я верю, что тогда мы решим все проблемы — и демографические, и экономические, и образовательные, и социальные, потому что станем великим, сильным и солидарным обществом. Когда-то Мартин Лютер Кинг, известный борец за равноправие черного населения в Америке, сказал: «У меня есть мечта». Я лично хорошо знал Мартина Лютера Кинга, который много сил отдавал справедливой борьбе за равноправие своего народа. И я хотел бы процитировать сейчас эти слова, хотя у меня другая мечта. Мечта о сильной и процветающей Святой Руси, соединяющей веру и знания, земную человеческую жизнь с ее радостями, страданиями, надеждами, с сильной верой в Бога. Только дай нам Бог больше не поддаться ни на какие очередные «измы», не подпасть под влияние примитивной, но убедительной пропаганды, остаться самими собой.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси