Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Якутска

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Якутска
Версия для печати
24 сентября 2010 г. 18:23

24 сентября 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Якутска. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Илия, епископ Якутский и Ленский! Высокие представители власти, дорогие отцы, братья и сестры!

С великой душевной радостью совершил я вместе со спутниками своими, с Преосвященным епископом Илией и духовенством Якутии, вместе со всеми вами Божественную литургию в этом замечательном кафедральном соборе города Якутска.

Еще совсем недавно, на памяти у меня и у многих людей, Якутия была страшной духовной пустыней — на пространстве, почти равном по площади Западной Европе, был один едва заметный храм в городе Якутске. Не было никаких проявлений религиозной жизни, все будто замерло и не на чем было остановить взор. Унылые дома, в которых жили бедные люди, обычные для того времени пятиэтажки — и бескрайние просторы. То был образ общества, которое полагало, что опираясь на силу человека, на его разум, на образование, культуру, науку, власть можно превратить земную жизнь в рай. И ради этой мечты погибали миллионы людей...

Мы так и не увидели человеческого рукотворного рая. Его невозможно увидеть нигде на Земле — даже там, где прекрасные дороги и красивые дома, там, где хорошо одетые люди и дорогие машины. Рай на земле построить невозможно. Задача человека заключается не в том, чтобы построить рай на земле, но в том, чтобы человеческая жизнь не превращалась в ад. Почему же так? А потому, что слишком сильно притяжение греха. Это притяжение настолько значительно, что человек часто теряет волю, разум и отдается своим страстям и порокам, плывет по течению страшной реки, несущей его в преисподнюю. Люди совершают злые поступки, потому что им кажется, что в результате они обретут для себя некое благо: либо станут богаче, либо получат больше власти, либо будут иметь больше наслаждений. Вот эта жизненная ориентация приводит человека к краху. Мы ничего не унесем за черту жизни и смерти. Нам не потребуются там ни счета в банке, ни красивая одежда, ни прекрасные дома, ни дорогие машины.

Говоря так, я не могу сказать, исходя из церковного учения, что материальные блага не имеют ценности для человека. Они имеют ценность — они поддерживают человека физически, предоставляя ему возможность раскрывать свой духовный потенциал. Все материальные блага являются средством, а не целью. Если единственная цель — построить красивый дом, то это ложная цель. Красивый дом нужно построить для чего-то — чтобы в нем жила дружная крепкая семья, чтобы в нем было много детей, а если уж Бог детей не дал — чтобы в этом доме совершались добрые дела.

Что же является ценностью непреходящей? Что является той силой, которая приведет нас в Божие Царство, которая сделает нас достойными райской жизни? Мы слышали ответ на этот вопрос в сегодняшнем евангельском чтении от Матфея. Господь, указывая на ребенка, сказал удивительные слова, которые люди не могут до конца понять, но в которых огромная правда и жизненная сила: Если не будете как дети, не войдете в Царствие Божие (Мф. 18, 3). Но ведь детский возраст — это начало жизни. Все силы — ума, воли, чувств — еще в зачаточном состоянии, и нужно развить эти силы, образовать разум, воспитать волю и чувства; нужно вырасти, стать взрослым, сильным человеком, который приносил бы пользу себе и ближним своим. Почему же Господь не указал на Своих апостолов и не сказал: «Таковых есть Царствие Небесное — будьте как Мои ученики и войдете в Царствие Божие»? Было бы понятно: именно тогда, когда человек возрастает в разуме и пребывает с Богом, он обретает ключ к Царствию Божию. Но Господь указал на детей. Некоторые могут подумать: что же, нужно быть такими же неразвитыми, как дети? Неужели нужно иметь такой же разум, как у детей? Неужели нужно иметь такой же жизненный опыт, как у детей? Неужели нужно плакать так же, как плачут дети? Неужели нужно смеяться так же, как смеются дети? Зачем тогда вся жизнь?

В словах Божиих — великая правда и ключ к пониманию тайны Царствия Небесного. Конечно, ребенок питается молоком, мягкой пищей, как говорит апостол Павел (см. Евр. 5, 12-14). Ребенку нужно набираться сил, ему нужно возрастать, ему нужно обретать разум, мудрость, силы, способность сопротивляться злу. Но в душе ребенка есть нечто, что никогда не должно покидать человека, — это чистота сердца.

Мы можем стать очень сильными, богатыми, влиятельными, умными, образованными. Мы можем стать учеными, политиками или простыми тружениками, к которым все испытывают уважение. Но при этом мы должны сохранить в сердце своем эту детскость, эту способность благоговеть пред миром Божиим, чувствовать красоту мира, как чувствуют дети, чувствовать правду, как чувствуют дети, быть чистыми душой, как чисты дети. А иначе и быть не может, потому что только чистые сердцем увидят Бога (см. Мф. 5, 8). Где увидят? И в этой земной жизни, и в жизни загробной.

Когда я приехал на Дальний Восток страны и посетил самые отдаленные места, меня многое поразило, и в особенности меня поразили местные народы. Не все здесь живут богато — я бы сказал, большинство людей живет очень скромно. Суровая природа. Но, встречаясь с местными людьми, заглядывая в их глаза, я вдруг увидел эту детскость. Кто-то может сказать: наивные люди. Кто может сказать: вот изменится жизнь, станут они богаче, и все это пройдет. Но я хотел бы от всего сердца пожелать всем вам, мои дорогие, кто живет в этих краях, — и местным жителям, и приезжим — сохранять эту детскость своего сердца.

В жизни взрослых людей много пороков, много греха и много нечистоты. Но если в человеке сохраняется благоговение перед Богом, если в сердце человека сохраняется любовь к другим, любовь к окружающему миру, значит, в этом человеке сохраняется то, что является самым значительным в детском возрасте; и таковых есть Царствие Божие.

А как же современная жизнь, с огромным количеством проблем и множеством конфликтов, где часто выигрывает более хитрый, более лицемерный, тот, в ком нет никакой детскости? Как же нам не растерять самое лучшее, как донести до старости этот отблеск детской святости? Для этого мы должны помнить, что человек своими силами не убережет себя от влияния греха. Он растеряет святость, данную ему в ранние детские годы. Мы сохраним лучшее, что у нас есть, и приобретем лучшее, что может нам дать окружающий мир, только тогда, когда в центре нашей жизни — Бог. Господь, Его воля, Его закон помогают нам корректировать нашу жизнь, постоянно проверяя, правильно ли мы действуем, правильно ли мыслим, соотносим ли наши мысли со словом Божиим.

Вот для чего нужна вера, вот для чего нужна Церковь — чтобы мы никогда не потеряли этой способности соотносить с волей Божией, с Его законом наши мысли, наши дела, а выражаясь современным языком, всю ту информацию, которая сегодня обрушивается на человека, — все эти учения, стереотипы мысли, стереотипы жизни, всю эту моду на слова и поступки. Мы должны постоянно соотносить все это с волей Божией и с Его словом и отсеивать, отбрасывать все то, что нарушает Божию волю. И тогда мы сохраним чистоту наших сердец, тогда Господь приклонит к нам милость Свою.

Вчера я познакомился с удивительным опытом служения православного духовенства в Якутии. Мне показали музейные экспонаты, среди которых первая грамматика якутского и тунгусского языков, первые алфавиты, первые написанные на этих языках тексты. И все это было совершено трудами священников — русских православных священников, которые пришли на эту землю, полюбили всей душой этот светлый народ и посвятили свою жизнь тому, чтобы развивать и укреплять местную культуру, возвышать людей духовно и культурно. И как хранится в якутском народе добрая память о наших предшественниках! Трогательно было слышать рассказ тех, кто повествовал мне об этом, и трогательно было в этот момент смотреть на лица людей, которые как бы вновь переживали все то, что они говорили. Это значит, что благодарная память живет, и эта благодарная память ко многому обязывает нынешнее поколение духовенства нашей Церкви.

Сегодня не нужно изобретать азбуки, но нужно вместе с якутским народом делать все для развития культуры, для улучшения материальной и духовной жизни людей, для возвышения их духа. Нужно делать все для того, чтобы помогать людям ограждать себя от тлетворных и губительных влияний века сего, сохраняя чистоту сердец — то, что и вводит нас в Божие Царство.

Я хотел бы от всего сердца пожелать Вам, владыка Илия, беззаветно служить своей пастве, невзирая ни на что — ни на тяжелые, особенно для человека, который родился и вырос в других местах, климатические условия, ни на какие-то иные обстоятельства. Здесь благодатная паства, благодарный народ, здесь у людей чистые сердца. И верю, что слово Божие будет ложиться на эти сердца, потому что одно соответствует другому. Как сказали еще древние, подобное познается подобным, и, как указано в слове Божием, в злохудожную душу не внидет премудрость (Прем. 1, 4). Если же душа не злохудожная, если в душе есть подобное тому, что есть в слове Божием, то слово Божие усваивается и приносит великий плод.

Я призываю все духовенство Якутской епархии трудиться так же беззаветно. Не ищите легкой жизни где-то там, вдали. Есть замечательная пословица: хорошо там, где нас нет. А вместо этой пословицы я скажу так: хорошо там, где Бог близок к человеку. Когда-то я посетил один очень строгий монашеский скит, где условия жизни приближаются к условиям жизни в самых суровых местах Якутии. И монахи — всего несколько человек — живут на отдаленном арктическом острове в отрыве от всякой цивилизации больше девяти месяцев в году. Когда я взошел на ту землю, то сердцем почувствовал присутствие Божией благодати и сказал об этом одному из монахов. Он задумался и произнес в ответ слова, которые я никогда не забуду: «Здесь Святейший Бог близок к человеку».

Там, где Бог близок к человеку, там и центр мира. Не в задымленных и измученных городах, не там, где ярко горит реклама, толкая человека на греховные поступки, не там, где люди раздуваются, как мыльные пузыри, от своего богатства и тщеславия, не там, где жизнь пролетает как один миг, ничего после себя не оставляя, — а там, где Бог близок к человеку. И чем ближе к нам Бог, тем ближе к центру наше место в жизни мира и во всей истории.

Потому величайшая миссия возлагается на вас, отцы. Не сбрасывайте с себя этих крестов, несите их с радостью и любовью. Пусть каждый человек, обретший спасение через вашу проповедь, через пример вашей жизни, будет вам великой и нетленной наградой. Я еще раз хотел бы поблагодарить власти Якутии за удивительно доброе, сердечное отношение, в котором отражается чистота сердец живущих здесь людей. Думаю, что совместными усилиями Церкви, государства, общества, всего народа будет процветать Православие на Якутской земле, помогая людям осваивать несметные материальные богатства этого края, становиться духовно и физически сильнее и сохранять при этом чистоту сердца, которая и открывает нам путь в Царствие Божие.

В память о пребывании в городе Якутске я хотел бы преподнести Вам, Ваше Преосвященство, святую панагию. Пусть Божия Матери покрывает Вас Своим Покровом, дает вам физические силы, помогает Вам нести Ваш архиерейский крест во славу Божию и во спасение вверенной Вам паствы. А для сего кафедрального собора я хотел бы преподнести образ Пресвятой Богородицы, прославленный в Псковской земле, с моей памятной Патриаршей надписью. Прикладываясь к этому образу, вспоминайте нашу сегодняшнюю совместную молитву и просите Царицу Небесную, чтобы она Покров Свой простирала над благодатной Якутской землей и на всей Русью.

В память о сегодняшнем пребывании я бы хотел каждому из вас передать иконочку святителя Иннокентия, митрополита Московского, который основал Православие в Якутской земле, и не только в Якутии, но и в Приамурье, на Камчатке, на Алеутских островах, в Северной Америке. Его великими трудами Христос пришел на эту землю. Молитесь святителю, чтобы Господь помогал вам жить по заповедям Господа Иисуса Христа и сохранять веру в сердце. Попрошу духовенство сразу после этой службы каждому передать иконочку святителя Иннокентия с моим благословением.

У нас огромные просторы — в Сибири, на Дальнем Востоке. Здесь живет сильный народ, просторы большие, а людей мало... Нас с вами должно быть во много-много раз больше, и не только для того, чтобы решать экономические задачи, хотя и этих задач не решим своими силами, если будем малочисленны. Когда много людей, то и дело спорится, и жизнь становится более радостной. В человеческом общежитии оттачиваются наши христианские добродетели. Вот почему многочадные семьи на Руси всегда были знаком Божиего благословения, и в этих семьях как в домашних Церквах воспитывался наш благочестивый народ. И сегодня Церковь призывает людей, которые вступают в брак, жить по-христиански. Пусть у вас будет много детей. Никогда не ограничивайте количество детей ложными и греховными мыслями о том, что, мол, денег не хватит, на ноги не поставить и так далее. Если будем жить по закону Божиему, Господь поможет и детей на ноги поставить, и образование им дать, и великую радость в сердце пошлет.

Говоря так, я хотел бы также сказать одиноким людям, у которых жизнь не сложилась, которые живут одни: нет в этом никакого страха и никакие мы не люди второго сорта, если семьи нет. Все зависит от того, чем мы занимаемся. Если живем только для самого или для самой себя, на весь мир обижены, что жизнь не сложилась, с соседями ссоримся, добрых слов не находим, все время самих себя жалеем — мы погибаем. А если дар Божий, который нам дан, — нашу свободу — направляем на то, чтобы помогать другим, поддерживать многочадные семьи, служить бедным, приносить в Церковь свои таланты и их раскрывать, то Господь и к нашей одинокой жизни (говорю «к нашей», потому что все монахи тоже одиноки) присовокупит Свою благодать.

Итак, я желаю людям семейным крепких семей, любви, согласия, терпения друг к другу и многочадия. Людям же одиноким — мира душевного, помощи Божией и способности служить Церкви и ближним своим. Хотел бы в знак поощрения и благодарности вручить Патриаршие грамоты и орденские знаки многодетным матерям, в семьях которых воспитывается более трех детей — вместе с моими личными подарками и небольшими, но все-таки денежными премиями.

Пусть благословение Божие пребывает со всеми нами, помогая нам в нашей жизни земной и укрепляя нас на пути к жизни вечной. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина