Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Блаженнейшего митрополита Владимира на заседании комиссии Межсоборного присутствия по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления

Слово Блаженнейшего митрополита Владимира на заседании комиссии Межсоборного присутствия по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления
Версия для печати
28 сентября 2010 г. 17:41

28 сентября 2010 года в Донецке Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир возглавил работу  комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления  Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Блаженнейший владыка обратился к собравшимся с приветственным словом.

Возлюбленные о Господе собратья архипастыри! Дорогие отцы и братья!

Прежде всего, хочу приветствовать всех вас в индустриальном сердце Украины — в Донбассе, где на берегах Северского Донца расположено духовное сердце региона — Свято-Успенская Святогорская лавра — пятая и самая молодая лавра Русской Православной Церкви.

Наше заседание проходит в новом Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Донецка, и я от всех нас хочу поблагодарить Высокопреосвященнейшего митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона за радушный прием, оказанный участникам нашей комиссии.

На прошлом нашем заседании мы определили приоритетные темы работы комиссии, а именно:

  • систематизация существующих расколов;
  • изучение существующих прецедентов уврачевания церковных разделений;
  • уврачевание раскола в Украине;
  • диалог со старообрядчеством;
  • профилактика расколов.

Сегодня нам предстоит работа над подготовленными в рабочих группах документами. Но перед этим я хотел бы поделиться некоторыми мыслями, чтобы задать тон нашему обсуждению.

Неслучайно мы собрались на второй день после праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Разделения и расколы — это раны на Теле Христовом, которое есть и тело Церкви. Но Крест Христов для нас — это не символ смерти, а символ победы над нею, символ Жизни и Воскресения. Как когда-то перед христианами в Иерусалиме стал вопрос о выборе из трех найденных крестов Креста Христова, так и перед нами стоит вопрос о выборе спасительного пути преодоления разделения, которое ведет к погибели. Как прикосновение к истинному Кресту вернуло к жизни умершего в Иерусалиме, так и возвращение в спасительное лоно Церкви способно вдохнуть жизнь в лишенные благодати действия раскольников.

Наши умы не должны занимать размышления о том, действительны или нет «таинства», совершенные в расколе. Мы должны еще и еще раз повторить мысль, высказанную нашим сопредседателем Высокопреосвященнейшим владыкой Иларионом на прошлом заседании: внешняя форма «таинства», совершенного в расколе, в случае возвращения раскольников в лоно Церкви наполняется благодатной силой и уже не повторяется. Такой подход может применяться в случае реального прогресса в деле уврачевания раскола в Украине и касаться, прежде всего, вопроса о Таинстве Крещения.

Еще, перед началом рабочей части нашего заседания, мне хотелось бы обратить ваше внимание на сегодняшнее евангельское чтение. Это грозное обличение книжникам и фарисеям может быть полезным и нам в работе. Господь говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете… Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Мф. 23:13, 24).

Одновременно хотелось бы, чтобы это обоюдоострое слово Христово коснулось и сердец пастырей, вышедших из спасительной ограды Церкви и пребывающих вне ее благодатного лона: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:27-28).

Желаю всем нам продуктивной работы в духе Евангелия и в соответствии с традициями и канонами Церкви.

Версия: украинская

Материалы по теме

В Сергиево-Посадской епархии проходит сбор помощи беженцам и пострадавшим в зоне конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 9 июля 2024 года) [Статья]

Епископ Балашихинский Николай передал центру экстренной помощи в Луганске реанимационный автомобиль. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 июля 2024 года) [Статья]

В Тверской епархии проходит сбор помощи для социальных и медицинских учреждений Донбасса. Информационная сводка о помощи беженцам (от 5 июля 2024 года) [Статья]

Церковный штаб помощи беженцам в Москве направил детей в оздоровительный лагерь. Информационная сводка о помощи беженцам (от 4 июля 2024 года) [Статья]

В Томской духовной семинарии прошла конференция «Обновленческий раскол в Сибири: канонические, богословские и исторические оценки»

Архиепископ Севастийский Феодосий: «Мы выступаем против провокаций, организованных некоторыми западными чиновниками против Патриарха Московского и всея Руси Кирилла»

Рейдеры «ПЦУ» захватили ночью кафедральный собор в городе Корсунь-Шевченковский

Священный Синод констатировал невозможность сослужения с иерархами Болгарской Православной Церкви, вступившими в церковное общение с раскольниками

Другие документы

Темы к рассмотрению комиссиями Межсоборного присутствия (от 30.05.2024)

Состав Межсоборного присутствия на 2024-2028 годы (от 12.03.2024)

Текст службы праздника Сретения Господня на церковнославянском и русском языках с пояснениями и комментариями

Проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма»

Проект документа «Православное осмысление причин экстремизма и терроризма»

Итоговый документ круглого стола «Вакцинация: этические аспекты в свете православного вероучения»

Проект документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения»

Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви (от 11.03.20)

Темы для рассмотрения комиссиями Межсоборного присутствия в 2020-2022 гг. (от 11.03.20)

Проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга»