В рамках подготовки к общецерковному празднованию 200-летия со дня рождения святителя Феофана Затворника, Вышенского, которое состоится в 2015 году, с 30 сентября по 2 октября 2010 года проводятся IV Феофановские чтения. На открытии чтений участников приветствовал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Ваши Высокопреосвященства, наши дорогие гости, братья-сопастыри, братья и сестры!
Позвольте сердечно поприветствовать всех вас на открытии IV Феофановских чтений, где нам следует положить начало подготовке торжественного общецерковного празднования 200-летия со дня рождения нашего отечественного святого и выдающегося богослова святителя Феофана Затворника, которое, Богу содействующу, мы будем отмечать в 2015 году.
Святитель Феофан основывал свое учение, запечатленное во множестве его творений, не только на фундаментальных знаниях в области православного богословия и аскетики, но прежде всего — на воплощении этих знаний в своем духовном опыте.
И здесь мы подходим к важнейшему вопросу, имеющему непосредственное отношение к предпринимаемому нами начинанию. Необходимо четко уяснить масштаб и многогранность значения личности и трудов святителя Феофана для Церкви и общества сегодня. Ему была знакома тревога о пагубных последствиях распространения безверия, стремление воспрепятствовать духовной и нравственной деградации современников. Протестуя против разрушительных тенденций в российском обществе, святитель Феофан возвышал свой голос в защиту веры и Церкви. Он делал все от него зависящее для наставления и вразумления тех, кто еще был способен его услышать.
Думается, что в наши дни, когда Россия продолжает преодолевать последствия многих десятилетий богоотступничества, голос великого подвижника звучит особенно современно, значимо и весомо.
Творения святителя Феофана Затворника вобрали в себя опыт древней Церкви в соединении с глубоким проникновением в душу и ум человека.
В своих трудах святитель предстает перед нами как библеист и богослов, который использует анализ текста и филологические исследования в первую очередь для того, чтобы раскрывать догматические и нравственные истины. Он всегда стремится передать не только общую идею Божественного Откровения, но и дает почувствовать читателю сокрытую в нем духовную силу.
Особого внимания заслуживает учение о молитве Иисусовой, изложенное святителем Феофаном. Благодаря его переводам и собственным сочинениям практическое учение о молитве Иисусовой стало достоянием многих чад Русской Церкви.
Сегодня, говоря о церковной проповеди, мы нередко рассуждаем о том, как научить воцерковляющихся людей не только богословским знаниям и сведениям о священной истории, но и приобщить их к духовной жизни, к основам благочестия, опираясь при этом на многовековой опыт Церкви, прежде всего святоотеческое Предание. И в этом неоценимым подспорьем и помощью для нас является духовное наследие святителя Феофана.
Таким образом мы видим, что наследие святителя Феофана сохраняет свое непреходящее значение и для духовенства, и для монашествующих, и для мирян, преподавая каждому необходимые уроки жизни во Христе.
Православные христиане знакомы с творениями святителя Феофана, они находили в них ответы на острые жизненные вопросы. Более того — для многих путь к церковной жизни начался именно с внимательного чтения книг, принадлежащих его перу.
Тем не менее, наследие святителя до сегодняшнего дня ожидает научного исследования, комментирования и публикации в соответствии с современными академическими требованиями. Ныне по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла будет предпринят широкомасштабный проект издания полного собрания творений святителя Феофана. И я хотел бы горячо пожелать Вам, возлюбленный владыка Климент, всещедрой помощи Божией и успеха в возглавлении этого богоугодного труда.
А сейчас разрешите огласить Первосвятительское приветствие Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Кирилла.
Московская епархия/Патриархия.ru