В соответствии с церковной традицией священник после иерейской хиротонии проходит так называемый сорокоуст — сорокадневную практику литургического служения под наблюдением опытных пастырей. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла часть этого периода московские клирики проводят под руководством епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона, председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.
«Главная задача нашего отдела — возрождение любви, — отметил владыка в ходе встречи с участниками IV международного фестиваля православных СМИ "Вера и слово". — В годы гонений у Церкви оставалась возможность молиться, а вот возможности свидетельствовать о себе добрыми делами у нее не было».
«В Москве сложилась такая система: молодые священники часть сорокоуста проходят, совершая службы в московских храмах, а часть — в нашем отделе, где они обстоятельно знакомятся с социальной работой», — рассказал участникам форума епископ Пантелеимон.
«Постановление Святейшего о том, чтобы ставленники проходили сорокоуст у владыки Пантелеимона в его отделе, представляется очень своевременным, — считает иерей Евгений Гущин, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. — Когда еще ставленник — священник или диакон — будет иметь возможность посетить столько медицинских и социальных учреждений, где он сможет перенять ценнейший опыт от тех священников, которые этим постоянно занимаются?»
Одно из мест служения молодых священников — храм в честь свт. Луки (Войно-Ясенецкого) при Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН. Священники не только совершают Литургию в домовом храме, но и окормляют больных, которые не в состоянии покинуть пределы палаты.
«Когда я пришел сюда молодым священником 11 лет назад, меня часто спрашивали, почему детки страдают, — рассказывает иерей Роман Бацман, настоятель храма в честь свт. Луки (Войно-Ясенецкого). — Я давно уже знаю, что надо говорить в ответ; другое дело, что не все возможно объяснить рационально. Ответить я могу, но приходя в реанимацию, вновь задаешь себе вопрос: "Господи, почему же они страдают?" — вопрос не из ума, который знает ответ, а из сердца. "Нет ли в этом вопросе ропота?", спросил я однажды своего духовника отца Аркадия, ныне епископа Пантелеимона. "Было бы хуже, если бы такого вопроса у тебя не возникало", ответил он».
«Столкновение со страданием, с болью очень важно для каждого священника, — убежден отец Роман. — Это дает заряд для дальнейшего служения Богу. Для священника важно не возроптать, не впасть в уныние от того, что вокруг так много страданий, с которыми невозможно справиться, а напротив, переживая самому эту боль, больше помогать людям, становиться к ним более внимательным».
Священническая практика: уроки со-страдания (видео)
Патриархия.ru