22 октября 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, возглавляющий паломническую группу Русской Православной Церкви, находящуюся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Святой Горе Афон, посетил новое братство монастыря Эсфигмен. Образованное в 2005 году, братство временно проживает в Карее, ожидая освобождения монастыря от удерживающих его раскольников. Высоких гостей принимал игумен обители архимандрит Хризостом с братией.
Отец архимандрит обратился к архиереям Русской Церкви и сопровождающим их лицам:
Рад приветствовать вас в этих скромных стенах нового братства монастыря Эсфигмен. По гордости человеческой и попущению Божию сегодня мы не имеем возможности пребывать в дорогой нашему сердцу обители. Вам хорошо известны причины раскола в Эсфигменской обители, до сих пор, к сожалению, не уврачеванного и кровоточащего на теле Церкви. С теплотой и благодарностью Богу я вспоминаю свое недавнее посещение Русской Православной Церкви. Господь сподобил нас общаться с Вами в Москве, мы знаем не понаслышке о Вашем плотном графике, а потому благодарим Вас за то, что Вы нашли время и посетили нас в нашей нищете.
Сегодня Эсфигмен оккупирован, и мы даже не имеем права просто прийти туда, чтобы поставить свечу. Я знаю, с каким интересом Вы к нам относитесь — мы могли в этом убедиться в продолжение тех немногих часов, которые провели с Вами, будучи в Москве. Все отцы, сопровождавшие меня, воодушевились той любовью и тем духом, с которым Вы нас тогда принимали. Мы знаем, что у Вас есть много связей, много сил. Возможно, Вы смогли бы помочь в том, чтобы перед нами открылись двери нашего монастыря — и тогда мы с Вами вместе торжественно совершили бы Литургию в нашей обители. Снова говорю: добро пожаловать! Божия Матерь и Христос да помогут Вам в Вашем ответственном деле.
В ответном слове митрополит Иларион сказал:
Дорогие отцы игумены, братия! Радуюсь возможности посетить Ваш монастырь. Русский народ говорит, что Бог не в бревнах, а в ребрах. Монастырь — это не только и не столько камни и стены, сколько человеческие сердца, объединенные любовью к Богу и любовью к вере. Мне приходится много путешествовать по странам Западной Европы и видеть монастыри, которые некогда были населены монахами, а сегодня пустуют или заняты какими-то светскими учреждениями. Вы здесь живете в стесненных условиях, но ваша задача заключается в том, чтобы созидать обитель в ваших сердцах. И если вы будете исполнять эту задачу, то рано или поздно ваше братство водворится в тех стенах, которые являются его законным домом.
В 1992 году, когда я впервые приехал на Афон еще молодым иеромонахом, я посетил 19 из 20-ти обителей, в том числе и монастырь Эсфигмен. Во всех монастырях, кроме Эсфигмена, я слышал слова о любви Христовой, видел добрые лица иноков, встречал радушие, чувствовал доброжелательность. В монастыре Эсфигмен меня тоже приняли радушно, но разговор был не о любви Христовой, не о духовной жизни, а о том, как плохо, что иерархи Церкви встречаются с католиками и так далее. И что поскольку иерархи отпали от истины, монахи, которые жили в тот момент в монастыре, перестали поминать Вселенского Патриарха.
Такой подход мы называем ревностью не по разуму. Господь поставил архиереев, чтобы пасти Христово стадо и заботиться о соблюдении церковной истины, а к монашеству Он призывает людей для того, чтобы они оплакивали свои грехи и молились за весь мир, за всю Церковь, начиная с Патриархов и архиереев и кончая простыми мирянами. Пусть богословы занимаются богословием, пусть архиереи занимаются своим делом, а монахи пусть ведут монашескую жизнь. Я думаю, если каждый будет заниматься своим делом, то в Церкви не будет дисгармонии, не будет конфликтов, а будет гармония и любовь. Как апостол Павел говорит: иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями (1 Кор. 12, 28).
Тысячи людей приезжают сегодня в афонские монастыри для того, чтобы получить то, что они не получают в миру, и научиться тому, чему они не могут научиться у обычных мирских священников, — тому строю духовной жизни, которая на протяжении веков созидалась здесь, подвигом, слезами, трудами и потом многих поколений монахов. Дай вам Бог быть наследниками этой тысячелетней афонской монашеской традиции. Ищите прежде всего Царствия Божия, а все остальное приложится.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru