7 ноября 2010 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения возрожденного храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Богородице-Рождественском монастыре Москвы, а затем Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужений Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, многочтимая матушка игумения, дорогие сестры! Братья и сестры!
Радуюсь, что имел в этот день возможность совершить то, о чем думал уже более года, — великое освящение Казанского храма в Богородице-Рождественском монастыре в первопрестольной столице. Действительно, храм был построен, как только что матушка сказала, в трудные годы — годы революции. Удивительно, что и наше поколение знает, что такое революция, — хотя, казалось бы, тех трех революций в начале XX века было бы достаточно для того, чтобы никогда более никаких революций не совершалось. Но и в конце века двадцатого мы снова прошли через баррикады, столкновения и даже кровь — хотя, по милости Божией, это была небольшая кровь, и не было тех страшных потрясений, какие имели место в жизни нашего Отечества в начале ХХ века. Храм сей является свидетелем многих скорбей — и тех самых гражданских нестроений, и последовавшей затем церковной разрухи, уничтожения храмов, экспроприации святынь, убийств ни в чем неповинных людей.
Совершенно кощунственно звучат сегодня призывы некоторых, кто называет себя интеллигентами, не отдавать Церкви то, что было захвачено кровью и безумством человеческим, с попранием всех законов и прав, с попранием всякого человеческого достоинства и свободы. Милостью Божией в Отечестве нашем готовится принятие закона о возвращении религиозным организациям так называемых объектов религиозного назначения — попросту говоря, речь идет о возвращении храмов. Принятие этого закона может и должно стать восстановлением справедливости.
Я говорю об этом именно в этом храме, который был освящен под грохот первой русской революции, который прошел через все испытания XX века, был изничтожен, с пренебрежением ко всякой культуре и всякой культурной традиции, а в наши времена усилиями Церкви, монашествующих, доброхотов мало-помалу восстановлен. Надеемся, что и все эти тысячи храмов, которые еще стоят заброшенные, полуразрушенные, оскверненные, как и те, что уже восстановлены, но до сих пор не возвращены Церкви, будут возвращены по этому справедливому закону. И я призвал бы всех, у кого есть хоть капля совести, — чтобы им не было больно и стыдно смотреть в лицо своему народу, — воздержаться от всякой лживой критики этого закона, который стал результатом значительных усилий со стороны государства, общества, Церкви.
Церковь возвращает свои порушенные храмы не для того, чтобы деньги на них зарабатывать — как иногда поворачивается у кого-то язык такое говорить. Мы возвращаем свои храмы для того, чтобы в этих храмах, отреставрированных, возвращенных к жизни, совершалась молитва Божия. А если речь идет о памятнике архитектуры, имеющем значение для всего общества, то кому как не Церкви заботиться сегодня о возрождении культуры? И разве когда-нибудь Церковь мешала людям приобщаться к культурному наследию?
Надеюсь, что по милости Божией народ наш преодолеет и эти рудименты страшных революционных событий. Надеюсь, что при поддержке Государственной Думы, всего нашего общества закон будет принят и справедливость будет восстановлена. Не может быть справедливого общества, основанного на попрании справедливости. И если мы действительно хотим иметь страну процветающую, мирную, благополучную, в которой все бы жили свободно и имели возможность раскрывать свой потенциал, мы должны преодолеть самые безобразные и кощунственные последствия нарушения человеческой справедливости.
Я хотел бы поблагодарить Вас, матушка, за Ваши труды, за то, как действительно из праха и пепла восстанавливается эта обитель. Мне рассказали историю освобождения этого храма — как много довелось испытать страданий, скорбей! Но в конце концов храм был освобожден, и, кстати, студенты того самого института, который занимал эти помещения, были одними из первых, кто содействовал восстановлению храма и кто ратовал за его возвращение Церкви. Дай Бог, чтобы вопрос возвращения храмов и церковных зданий перестал вызывать у некоторых болезненную реакцию, чтобы люди осознали, что это естественное развитие жизни общества и народа.
Я хотел бы пожелать помощи Божией Вашей обители, которая являет собой удивительный пример терпения, великодушия, кротости и, одновременно, принципиальности в восстановлении исторической справедливости. И радуюсь, что могу сказать все это здесь, в присутствии верующего народа, под сводами Казанского храма, освященного в бурные годы первой русской революции.
В память о пребывании в обители и об этой молитве я бы хотел преподнести Вам икону Божией Матери «Неопалимая Купина». Пусть Царица Небесная помогает Вам совершенствовать монашескую жизнь, укреплять основы монашеского общежития, творить дела милосердия и правды, воспитывать подрастающее поколение, — с тем, чтобы этот столичный монастырь осуществлял то служение, которое сегодня нужно нашему Первопрестольному граду, совершая молитву и неся свет Христовой истины всем, кто этот свет готов принять.
Пусть благословение Божие пребывает над нашей Богородице-Рождественской обителью, пусть в этом храме, ныне освященном Патриархом, никогда не будет более мерзости запустения. Пусть эти величественные стены наполняются верующим народом и пусть никогда не пресечется поток людей, жаждущих общения с Богом. Да хранит вас всех Господь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси