Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Разве может Голгофа быть турбазой?

Разве может Голгофа быть турбазой?
Версия для печати
22 ноября 2010 г. 13:15

Автор статьи «"VIP-скиты" вместо турбаз» («Новая газета» от 8 ноября 2010 года) скорее всего сознательно искажает картину происходящего в настоящее время на Соловках, говорится в комментарии председателя Синодального информационного отдела В.Р. Легойды, опубликованном в сегодняшнем номере «Новой газеты» (№ 131 от 22 ноября 2010 г.).

Вокруг Соловецкого монастыря сегодня существуют определенные проблемы. Отрицать их — значит закрыть самим себе путь в будущее. Пожалуй, главная из этих проблем в том, появится ли на месте гибели жертв Соловецкого концлагеря музейный, научный и учебно-просветительский центр их памяти, на чем настаивает Патриарх, либо же бизнес создаст здесь международный рекреационный центр «а-ля рюс» для ищущих отдыха и развлечения туристов. Это как раз тот самый действительно серьезный вопрос, от которого автор статьи «VIP-скиты» вместо турбаз» пытается увести внимание читателей к пространным рассуждениям о том, почему недопустимо передавать Церкви имущество религиозного назначения.

Соловки — типичный пример того, какие тугие узлы противоречий завязала история нашей многострадальной страны в минувшем столетии. Работники музея отстаивают свое право на владение монастырским культурным наследием. Церковь напоминает, что монастырь в свое время строился именно монахами и для монахов, а в годы гонений Соловки стали русской Голгофой, местом гибели множества священнослужителей и мирян. Разве может такое место быть домом отдыха или турбазой? В свою очередь, туристы с советских времен привыкли приезжать сюда полюбоваться северной природой и хорошо отдохнуть, мало соотнося свой отдых с тем, что ходят они по всероссийскому кладбищу, месту великой трагедии ХХ века. Есть, конечно же, свои интересы у организаторов туристического бизнеса. И, отстаивая эти интересы, они порой позволяют себе нечестные приемы. Ложь о Соловках в условиях рыночной экономики выгодна слишком многим.

Вот и автор статьи о мифических VIP-скитах (которых пока что нет и не предвидится, но которыми всех уже старательно пугают) откровенно передергивает факты. Что сказать, к примеру, на утверждение, будто «расходы по содержанию переданных монастырю зданий продолжает нести музей, то есть госбюджет»? Можно ответить только вопросом на вопрос: откуда такие смелые утверждения, никак не подкрепленные фактами? Да и нет этих фактов в природе. Монастырь из госбюджета не финансируется. Вряд ли это ошибка, скорее нарочитая неправда.

Такая же, как и утверждение о том, будто «в ведение монастыря за этот год перешли не только все важнейшие здания и памятники, но и часть коммунальной инфраструктуры острова — причалы, дороги». На самом деле никто не передавал Церкви ни причалы, ни дорожную сеть.

Также в статье упоминается остров Валаам, на который якобы нельзя попасть без специального одобрения паломнической службы. При этом автор не объясняет, каким образом попадают туда сотни туристов, ежедневно отправляющихся на Валаам теплоходами от Речного вокзала Санкт-Петербурга.

Помимо всей этой лжи, то ли случайной, то ли нарочной, есть еще манипуляция фактами. К примеру, среди жителей острова действительно есть те, кто выражает озабоченность по поводу возвращения Церкви ее исторического наследия. При этом нельзя игнорировать приветственный адрес, переданный Святейшему Патриарху Кириллу в августе этого года, под которым оставили свои подписи 400 человек, жители и гости Соловецкого архипелага. В частности, в документе говорится: «Наконец-то прекратилось противостояние музея и монастыря. Благодаря усилиям нового наместника монастыря, назначенного ныне и директором музея, активизировалось растянувшееся на многие годы возвращение Соловецкому монастырю его исторического достояния». Отметим, что Церковь очень чутко относится к нуждам соловчан. Недаром на встрече с поселковыми властями Соловков Патриарх так много говорил о необходимости социальных гарантий местным жителям.

Удобно защищать коммерческий туризм, называя его «светским» в пику паломничеству. Удобно столкнуть в очередной раз музейщиков с духовенством: пусть выясняют отношения друг с другом, пусть опять друг друга проклянут, забыв, что цель у них одна — сохранить святыню. В романе Стругацких герой называл этот прием «кидать камни по кустам», то есть отвлекать людей, пускать их по ложному следу, вести к ложной цели. В нашем случае эти камни летят в адрес Церкви. Пугая людей мифическими зловещими намерениями, легко затемнять реальные проблемы, уводить в тень собственные интересы.

А пока идут споры, под шумок можно и дальше расширять свой бизнес, паразитируя на историческом наследии Церкви и инфраструктуре Соловков. К слову, люди, которые этим занимаются, вряд ли считают себя неправыми. Скорее всего, они судят по самим себе и действительно верят в то, что Церкви нужны только VIP-скиты, а музейщикам лишь VIP-экскурсии. Ведь молитва, наука и просвещение — слишком далекие понятия, чтобы принимать их в свои коммерческие расчеты.

Конечно, в том, что сегодняшняя ситуация так легко поддается недобросовестным толкованиям, есть свои причины. Далеко не все работники музеев готовы профессионально решать современные задачи общенационального значения. Церковь же только приступает к формированию комплексного долгосрочного проекта сохранения и восстановления Соловков и недостаточно информирует общество о своих первых шагах. Но и Церковь, и музейных работников можно понять. Первая не торопится с обнародованием масштабных планов, еще не прошедших всесторонние профессиональные обсуждения, дабы не совершить ошибку. Вторые переживают за дело всей своей жизни, что вполне понятно и похвально.

Увы, если монастырь и музей, Православие и культуру удастся поссорить, задача тех, кто сегодня бросает по кустам камни, увенчается успехом, и коммерция решительной поступью выйдет на передний план. А значит, на Соловках не будет ни монашеской молитвы, ни центра памяти о подвиге и трагедии ХХ века, о котором мечтает Патриарх. Зато будет еще больше сувениров, отдыхающих туристов, шашлычных. И танцев на костях наших предков.

Материалы по теме

Епископ Озерский Порфирий. О памяти, о воле, о вере [Интервью]

Правительство России сформировало оргкомитет по подготовке к празднованию 600-летия основания монашеского поселения на Соловках

Фильм «Святой Архипелаг» о Соловецком монастыре признан лучшей картиной фестиваля христианских фильмов в США

Святейший Патриарх Кирилл и заместитель председателя Правительства РФ Д.Н. Чернышенко провели заседание Попечительского совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага

Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе вручил В.Р. Легойде орден Александра Невского

Представители Русской Православной Церкви приняли участие в межрелигиозной конференции «Милосердие в России»

В.Р. Легойда: Сегодня факты вынужден проверять не журналист, а читатель

Святейший Патриарх Кирилл выступил на I Международном коммуникативном форуме «МедиаПост» в РГСУ

Русскую духовную миссию в Иерусалиме посетил посол по особым поручениям МИД России А.Л. Юрков

Здание Покровского храма в селе Клины Владимирской области передано в собственность Андреевского ставропигиального монастыря

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"» [Документы]

Финансово-хозяйственному управлению Русской Православной Церкви — 15 лет [Статья]

7-12 июля состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Санкт-Петербургскую митрополию и на Валаам

Святейший Патриарх Кирилл посетил Музей современной иконы в Валаамском монастыре

Патриарший визит в Санкт-Петербургскую митрополию и на Валаам. Посещение Музея современной иконы в Валаамском монастыре

Святейший Патриарх Кирилл посетил Музей современной иконы в Валаамском монастыре

Другие статьи

Из Волгодонска передали помощь для богадельни и детей в Луганской епархии. Информационная сводка о помощи беженцам (от 11 июля 2024 года)

Служба «Милосердие Казань» оказывает адресную помощь беженцам. Информационная сводка о помощи беженцам (от 10 июля 2024 года)

В Сергиево-Посадской епархии проходит сбор помощи беженцам и пострадавшим в зоне конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 9 июля 2024 года)

Епископ Балашихинский Николай передал центру экстренной помощи в Луганске реанимационный автомобиль. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 июля 2024 года)

В Тверской епархии проходит сбор помощи для социальных и медицинских учреждений Донбасса. Информационная сводка о помощи беженцам (от 5 июля 2024 года)

Церковный штаб помощи беженцам в Москве направил детей в оздоровительный лагерь. Информационная сводка о помощи беженцам (от 4 июля 2024 года)

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (от 3 июля 2024 года)

Сестры милосердия Белгорода доставили помощь беженцам из Харьковской области. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 июня — 1 июля 2024 года)

В зону конфликта передали помощь из Самарской митрополии. Информационная сводка о помощи беженцам (от 28 июня 2024 года)

Из Екатеринбургской, Орловской и Московской епархий передали помощь на Донбасс. Информационная сводка о помощи беженцам (от 27 июня 2024 года)