Белград, 2 августа. Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви распространил официальное заявление, в котором высказал свое недоумение по поводу высказывания специального представителя ООН на переговорах о статусе Косово Марти Ахтисари о «виновности сербов как народа» в косовском кризисе.
Евангелие нас учит святой и спасительной истине, что на единственном праведном суде, Суде Божьем, каждый человек сам даст ответ за свои дела и поступки. Следовательно, не существует коллективного ответа за грехи, а уж тем более не может быть коллективной вины в полном смысле. Если кто-то провозгласит зла целый народ, тем самым он в равной степени отвергнет христианское понимание человека и главное положение демократического устройства человеческого общества.
Впрочем, известно, как в недавнем прошлом еврейский народ расплатился за мысль о его так называемой коллективной вине более чем шестью миллионами невинных жертв. Если к этой страшной цифре прибавить жертвы русского, польского и других славянских народов (в том числе и сербского), как и жертвы многих других стран Европы и всего мира того времени, тогда человек действительно ощутит мистический ужас перед последствиями идеологических заблуждений и политических безумий.
Сербская Православная Церковь была бы глубоко огорчена и обеспокоена, если бы «народом-виновником» был назван любой народ, а уж тем более, когда этим народом назван сербский народ, который составляет большую часть ее верующих.
Еще большую заботу и огорчение у Сербской Православной Церкви вызывает факт, что такое определение сербскому народу дал никто иной, как Марти Ахтисари, высокопоставленный представитель международного сообщества и личность, которая от лица Объединенных Наций должна обеспечивать беспристрастное и конструктивное посредничество в сербско-албанских переговорах, чтобы разумным компромиссом прийти к договору о будущем статусе Косова и Метохии, который был бы морально, юридически и жизненно приемлем для обеих сторон.
Очевидно, не заботясь об объективности и забыв, кажется, что в современной Европе нет ни колоний, ни колониальных управляющих, Ахтисари сделал подобное заявление, чем обосновал свою позицию, которая заключается в необходимости отделить от Сербии ее духовное и историческое ядро — Косово и Метохию. Правда, он не первый, кто выдвинул эту теорию о сербском народе, он лишь присоединился к длинному списку ее приверженцев. Стоит ли говорить, каким количеством невинных жертв этой теории заплатил сербский народ в событиях своей ближайшей и далекой истории?
Мы верим, что такие слова больше никогда не будут слышны в Европе: ни в военное время, ни в мирное — и тем более от официального представителя Объединенных Наций, посланного с миссией мира и примирения. Те, кто в XXI веке придерживаются подобных теорий, доказывают только то, что сила и право — непримиримые противоположности. Тут всегда к месту строки самого известного сербского поэта, Владыки и Пустынника Цетинского Петра (Негоша): «Волк на овцу право имеет — как тиран на слабого человека, но наступить тирании на горло — человеческая святая обязанность». Подобно этому русская пословица нас учит, что Бог не в силе, а в правде и истине.
Да не забудем: Христос Крестом победил ложь и смерть, а победу добра, света и любви подтвердил Воскресением — Своим и нашим.
Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий и Патриарх Сербский Павел, Глава Святого Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви
Патриархия.ru/Сербская Православная Церковь