Всемирный Совет Церквей — хорошая трибуна и для проповеди, и для отстаивания ценностей и интересов Православия во всем мире, отметил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в интервью сайту Отдела внешних церковных связей.
Владыка отметил, что решение о вхождении Русской Церкви в состав Всемирного Совета Церквей, принятое в 1961 году, «давалось нелегко». Но в годы, когда возможность для проповеди была минимальной, священноначалие Русской Церкви рассматривало членство в ВСЦ как шанс для укрепления своих позиций внутри страны. Кроме того, работа ВСЦ в 1960-70-е годы включала в себя антивоенные инициативы, критику различных форм расизма и фашизма, борьбу с бедностью и распространением ядерного оружия, и Русская Церковь поддерживала работу ВСЦ по этим направлениям.
Владыка Кирилл положительно охарактеризовал политическую деятельность ВСЦ в последние годы, в частности многочисленные выступления против натовской агрессии в Югославии. «Позиция ВСЦ по вопросам глобализации, в оценке многих мировых экономических и социальных процессов, а также по отношению к конфликтным ситуациям в разных странах и регионах близка позиции нашей Церкви. Так, имеет место полное совпадение мнений Русской Православной Церкви и ВСЦ по вопросам войны в Ираке», — отметил митрополит Кирилл.
По его словам, вступление в ВСЦ именно в 60-е годы было богословски оправдано, поскольку в это время Совет уже строил свою работу на основе Торонтской декларации, которая не только утверждала веру во Святую Троицу как основу для сотрудничества христиан, но и четко заявляла, что Совет не имеет никакой власти в отношении церквей-членов и не имеет права действовать от их имени. В декларации подчеркивалось, что ВСЦ является лишь форумом, призванным служить церквам в их взаимных отношениях, и не может иметь собственной экклезиологии. Таким образом, отмечает митрополит Кирилл, распространенное мнение, что ВСЦ претендует быть своего рода «сверхцерковью», не соответствует действительности.
В 60-е годы ВСЦ набирал силу и международный авторитет, и нельзя было допустить, «чтобы представленная в нем значительная часть христианского мира имела искаженное представление о Православии. Конечно, в это же время в ВСЦ трудились представители других Православных Церквей, в том числе архипастыри, пастыри и богословы, эмигрировавшие из России после 1917 года. Но их было мало, и часто они уступали давлению других конфессий. Мы не могли в этих условиях оставаться в стороне», — отметил владыка Кирилл.
Митрополит категорически опроверг слухи о том, что в ВСЦ практиковалось совместное причащение православных с протестантами и католиками, и подчеркнул, что за всю историю существования ВСЦ никто из его православных участников не поддерживал так называемой «теории ветвей», так как она в корне противоречит православной экклезиологии.
Современное состояние экуменического движения владыка назвал кризисным, и подверг критике дрейф многих протестантских сообществ в направлении крайнего либерализма и отказа от важнейших норм вероучения и христианской морали. Как сказал митрополит, «и речи не может идти» о сотрудничестве с сообществами, практикующими рукоположение гомосексуалистов и «благословение» однополых браков.
Подобные тенденции отмечались и во Всемирном Совете Церквей. Православные Церкви всегда резко протестовали против влияния этих процессов, но возможностей у них было недостаточно, поскольку православные в ВСЦ составляют меньшинство. В последние годы удалось принять ряд важных мер, в частности, процедура голосования была заменена процедурой достижения консенсуса, что практически исключило возможность для православных оказаться в меньшинстве при решении важных вопросов богословского и нравственного характера.
Православные подтвердили, что «не потерпят обсуждения вопросов и принятия решений, противоречащих их вере и их совести». Всему христианскому миру было показано, «что апостольская традиция и истинная христианская нравственность не умерли; что есть Церкви, которые живут по заповедям Христовым и призывают всех людей опомниться и дать отпор безнравственности, ведущей к вечной погибели». И уже на Ассамблее в Порту-Алегри в этом году вопросы о правах сексуальных меньшинств или о рукоположении женщин даже не поднимались, отметил владыка Кирилл.
Ввиду крайней либерализации богословия и морали во многих протестантских церквах представители Русской Церкви заявили, что в совместных молитвах в ВСЦ они принимать участие не будут. Допускается лишь молчаливое присутствие, «да и то в основном мирян, а не клириков».
«Мы намерены продолжать, а может быть, и усилить» участие нашей Церкви в работе ВСЦ, заявил владыка. — Не следует также забывать, что в рамках ВСЦ ведется консультативная работа между Поместными Православными Церквами. Ввиду того, что всеправославные совещания по известным причинам не собираются, а всеправославный процесс заторможен, Всемирный совет зачастую является единственной площадкой встреч православных участников. Уходя, мы изолируем себя из консультационного процесса в среде Поместных Православных Церквей».
По словам владыки, в Православии есть силы, «болезненно переживающие успехи Русской Православной Церкви и заинтересованные в ее ослаблении. Если христианский мир не будет слышать голос Русской Церкви, то он будет слушать другие голоса. Это может привести к нарушению тех балансов внутри вселенского Православия, которые с великим трудом поддерживаются именно благодаря авторитету во всем мире Русской Православной Церкви. Выход из ВСЦ сегодня означает значительное ослабление позиций Русской Церкви внутри православной семьи, а также во всем мире, включая и российское общество. Требовать от Русской Православной Церкви самоизоляции могут люди либо не знающие, что происходит в ВСЦ, и какова реальная роль Русской Церкви во всей сложной системе межхристианских и межрелигиозных отношений, либо те, кто сознательно стремится к ограничению ее влияния».
«Мы, православные, не всегда учитываем тот факт, что множество людей в современном мире просто никогда не слышали о подлинной христианской нравственности или посчитали ее давно устаревшим явлением. Мы обязаны свидетельствовать об истинной вере везде и всегда — ради того, чтобы "спасти хотя бы некоторых" (1 Кор. 9. 22). Мы должны не молчать, равнодушно наблюдая, как гибнут люди, а наставать на том, что христианской нравственности нужно учить, и учить открыто, — подчеркнул владыка. — Уверен, что необходимо поддерживать взаимосвязи и с представителями других традиционных религий, особенно сегодня, когда самые жестокие военные конфликты часто имеют религиозную окраску. Как же можно отказываться от встречи с представителями ислама, иудаизма, буддизма, если такие встречи и диалоги помогают остановить войну или изобличить тех, кто прикрывается религией для осуществления своих жестоких корыстных планов?»
«Впрочем, если отход ключевых участников ВСЦ от основ христианского богословия и нравственности продолжится, мы будем подвергать переоценке формы и саму возможность нашего дальнейшего участия», —заявил глава ОВЦС.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru