Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Предстоятеля Русской Православной Церкви после Литургии в неделю по Рождестве Христовом

Слово Предстоятеля Русской Православной Церкви после Литургии в неделю по Рождестве Христовом
Версия для печати
9 января 2011 г. 17:14

9 января 2011 года, в неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом, день памяти праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова в Измайлове. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к богомольцам с Первосвятительским словом.

Ваши Преосвященства! Досточтимый отец Леонид! Дорогие братья и сестры!

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, отец Леонид, за Ваши прекрасные и мудрые слова, а также за Ваше служение здесь, в этом приходе, в благочинии и за Ваш добрый вклад в церковную жизнь города Москвы. Поэтому объезд благочиний и совершение богослужений в храмах, возглавляемых благочинными, я и начал с этого святого храма — в знак моего глубокого уважения лично к Вам, в знак признательности за Ваши труды, а также в связи с тем, что храм посвящен Рождеству Господа нашего Иисуса Христа и было бы очень грустно, если в этот день, имея возможность, я не совершил бы здесь Божественной литургии.

Вы сказали очень правильные слова о том, что Господь принес мир. Это действительно так. Но я хотел бы продолжить Вашу мысль и, вспомнив то, чему сегодня мы были научены апостолом Павлом, сказать еще о чем-то очень важном, что Господь принес в нашу жизнь.

Послание к Галатам, отрывок из которого мы сегодня слышали, повествует о разномыслии, возникшем среди апостолов. Апостол Петр был первым, кто обратил свой взор к язычникам, кто в особом Божественном видении получил благословение Господа на проповедь среди язычников. И Петр пошел в этот языческий мир, но когда он встречался там со своими соплеменниками-иудеями, то, опасаясь осуждения, исполнял предписания ветхозаветного закона — внешние предписания.

Апостол Павел тоже был иудеем и был воспитан в послушании закону, но он, как и другие апостолы, был научен Самим Христом, что человека спасает не исполнение внешних предписаний закона, а вера. И Павел напомнил своему брату Петру о том, что не нужно в угоду человеческим вкусам изменять самому главному, тому, чему их научил Христос: что человек спасается не делами закона, не внешними факторами, а только силой своей веры.

Это откровение, данное нам Господом и Спасителем, действительно перевернуло человеческую историю. Всякая религия, которая была «до», предполагала, что скрупулезное исполнение внешних предписаний спасает человека. Таким образом религия превращалась в некую магию: людям казалось, что достаточно произвести то или иное действие, чтобы автоматически получить спасение. В подобном подходе было утрачено самое главное — внутреннее содержание религии, то есть вера. Увлекаясь внешними предписаниями закона, ветхозаветные иудеи, как, впрочем, и приверженцы иных религий, внешними ритуальными предписаниями заглушали в себе то, что могло спасти человека, — веру в истинного Бога.

Господь Иисус Христос через пришествие в мир обновил само понятие религиозной жизни. Он научил нас тому, что подлинная вера там, где человек чувствует в своей жизни Божие присутствие. Молитва там, где есть искренняя уверенность в том, что Бог слышит. Религиозный образ жизни там, где в соответствии с верой устрояется жизнь человека. Мы спасаемся верой, которая привлекает к нам силу Божественной благодати.

То, о чем мы говорим, действительно имеет отношение к жизни современного общества. Современное общество — общество безрелигиозное. Вера в наши дни является частным делом человека — можешь верить, а можешь не верить; живи, как хочешь. А что в результате происходит? Ведь должны быть какие-то скрепы, соединяющие общественную жизнь, ведь должен быть какой-то порядок в человеческом общежитии; а если не будет порядка, то люди не смогут жить вместе, в одном обществе. Такое нерелигиозное общество всю свою надежду возлагает на закон. Считается, что закон и должен регулировать человеческие отношения, что закон все выправит, все настроит — только люди должны поступать по закону.

Слово апостола Павла позволяет нам понять, что и общественное спасение невозможно, если следовать только внешним предписаниям закона, потому что человек лукавый, лживый, живущий без страха Божиего, привыкший обманывать всех и вся, будет обманывать, и закон, и общество, и государство. Сколько же нужно тогда людей, которые охраняли бы общество от преступников! Сколько нужно усилий, чтобы следить за исполнением закона! А где гарантия, что те, кто призван следить за исполнением закона, не будут сами этот закон нарушать? Так что же, к тем, кто следит, приставить еще и тех, кто следил бы за следящими? Современное общество — не только в России, но и повсюду — сталкивается с этой страшной дилеммой. Что делать, чтобы люди жили по закону? Что делать, чтобы они честно исполняли предписания закона? Призывы совершенствовать закон, усиливать правоохранительные органы могут лишь отчасти решить проблему.

Эта проблема может решиться только на духовном уровне. Апостол Павел учит о том, что спасает не закон, а вера, и, сегодня, обращаясь к современному обществу, мы можем повторить эти слова. Если человек живет в соответствии с верой, если он имеет страх Божий, то он может не знать ни одного закона, но будет делать все по закону, потому что будет жить по голосу своей совести.

Римская империя жила по светскому закону, достигнув больших высот в устроении правового государства, — и тем не менее, рухнула, сгнила изнутри, потому что гнилым было внутреннее содержание людей, живших без веры. Можно привести много других исторических примеров, однако достаточно еще раз, празднуя Рождество Христа Спасителя, осознать, что человек спасается верой, спасается образом жизни, который из этой веры вырастает, — спасается для Царствия Божия, но спасается и для благополучия в нашей земной жизни, для устроения тех добрых общественных отношений, без которых не может быть ни экономического развития, ни социального благополучия, ни политической стабильности.

Будем просить Господа, чтобы Он донес эти великие слова апостола Павла до сознания наших современников и помог им осознать, что человек спасается верой, — особенно тем, кто пострадал от беззакония, от правонарушений, кто порой стремится в ответ на причиненное зло причинить зло обидчику. Когда мы живем в соответствии с этой верой, мы устрояем мир внутри самих себя, в душе своей, и распространяем мир на все Божие творение.

Поздравляю вас с праздником Рождества Христова и хочу пожелать вам крепкой веры, которая преображала бы жизнь, давала бы силы для того, чтобы и в миру, в этом светском обществе жить так, как учит нас Господь. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина