Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в навечерие праздника Богоявления

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в навечерие праздника Богоявления
Версия для печати
18 января 2011 г. 15:11

18 января 2011 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в Преображенской (нижней) церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры! Поздравляю с великим праздником Богоявления. В этот день, предшествующий самому празднику, мы входим в благодатную стихию освящения водного естества.

Чем мир после Христа отличается от того, что был до Него? И в том мире были праведники и были грешники — Ветхий Завет рисует нам картины святости и картины греховных преступлений. И в те времена были порывы духовные, были взлеты и были падения, как это и сегодня происходит в человеческой жизни. С точки зрения участия самого человека в деле спасения, с точки зрения напряжения умственных, нравственных и даже физических сил, которые нужны, чтобы обрести Божие благоволение, ничего не изменилось. И тогда, и сейчас нужно напрягать и умственные, и духовные, и сердечные свои силы и силу воли, чтобы следовать Божиему закону.

Но есть нечто, что принципиально отличает ту жизнь — до пришествия Христа — от этой жизни, хотя и в последней грех присутствует не меньше. Есть одно важное отличие — через воплощение Сына Божиего, через Его страдания, смерть и Воскресение Господь, приняв искупительную жертву Сына Своего и Сына человеческого, в ответ на этот подвиг даровал людям, принимающим Христа и верящим в Него как в Спасителя, силу своей Божественной благодати.

И сегодня мы не одни перед лицом искушений, соблазнов, обманов и трудностей, как то было в далекой древности. С нами Бог, и если мы желаем, то Бог входит в нашу жизнь — Своей благодатью, Своей силой, Своей энергией Он сообщает нам, слабым, искушаемым и грешным людям, возможность побеждать грех.

Видимым образом присутствия Божественной благодати в жизни людей является Церковь, главным делом которой является совершение Таинств. Таинства Церкви — это Таинства включения каждого человека, когда бы он ни жил и где бы он ни жил, в спасительную миссию, совершенную Христом. В Церкви силой Святого Духа мы становимся соучастниками и Рождества, и жизни, и учения, и страданий, и смерти Спасителя, и даже Его восхождения на небо; становимся соучастниками Его второго пришествия и Страшного суда, потому что силой благодати Божией разрушается всякое время и всякое пространство. И мы, грешные люди, становимся причастниками Божиего Царства, — видимым образом благодать Божия сходит на людей.

Так и сегодняшний день является символическим, потому что благодать Божия действительно снисходит на нас видимым образом через освящение воды. Вода, которая не изменяет своих физических и химических свойств, пронизывается Божественной энергией, становится водой, которой сообщена благодать Святаго Духа. Это великая святыня, а потому и почерпать эту воду нужно с благоговением. Бывает так, что шум в храме начинается еще до того, как воду начинают раздавать. Люди нередко стремятся опередить своего соседа, чтобы первым подойти и взять воду. Не делайте этого, потому что всякое недостойное прикосновение к святыне лишает вас этой святыни. Тот, кто хочет первым почерпнуть и другого оттолкнуть, почерпает не святую воду, но в суд и во осуждение прикасается ко святыне.

Многие люди, которые сегодня приходят в храмы Божии, в течение года бывают очень редко, а некоторые вообще не приходят. Постойте подольше в храме, никуда не спешите, подумайте о своей жизни, о своих родных и близких, о детях и внуках, подумайте об Отечестве нашем, о самих себе и вознесите горячую молитву Господу, чтобы силой и благодатью, явленными нам через воплощение Сына Божия, разрушились наши человеческие неправды и испепелились наши человеческие грехи.

Многие люди в течение суток с 18 на 19 января идут на естественные иордани, на водоемы, где освящалась вода, чтобы с благоговением эту воду почерпнуть и даже окунуться в ней. Все больше и больше людей следует этому благочестивому обычаю. Но когда будете входить в иорданские воды, помните, что это не развлечение, не народный обычай, не часть нашего фольклора, но участие в таинстве соприкосновения святыне. Осените себя троекратно крестом, опуститесь в иорданские воды, молитесь в этот момент о себе и близких своих, чтобы Господь приклонил милость к вам, очистил грехи ваши и укрепил вас на достойном пути жизни, ведущем в Царствие Небесное.

Верю, что благодать, которая является сегодня всему миру, не будет напрасна для нас и что мы будем достойны, приняв эту благодать, укрепить свои душевные и физические силы, обрести Божественную поддержку в нашем паломничестве к Царствию Божию. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина