22 января 2011 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II совершили Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Блаженство, Блаженнейший Хризостом, Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы — члены Епархиального совета Московской городской епархии! Уважаемый Александр Дмитриевич Беглов, заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации! Многоуважаемые господа казаки, руководители казачьих войск! Дорогие братья и сестры!
Сегодня замечательный день — мы празднуем память святителя Филиппа, митрополита Московского, великого угодника Божия, который внес совершенно особый вклад в историю всей нашей Церкви. Он был человеком благочестивым, мудрым, и, пройдя монашеское послушание в Соловецкой обители, был призван к служению митрополита в Первопрестольном граде Москве. Его служение здесь совпало с годами царствования Ивана Грозного. Будучи человеком, преданным Церкви, царь с любовью принял святителя Филиппа. Но в жизни царя Ивана бывали разные периоды. В какой-то момент по причинам, которые уже невозможно выяснить, духовное сознание царя помрачилось, и он начал решать свои политические задачи жестоким и кровавым путем. Справедливо желая укрепить Московский трон, он добивался цели несправедливыми средствами, и в результате погибло большое количество людей. Подозревая и бояр, и служивых людей, и представителей духовенства в измене, царь жестоко расправлялся с ними.
Иван Грозный сознавал, что поступает неправильно. История донесла до нас свидетельства о том, как после своих кровавых набегов и репрессий он приходил и горько каялся в этом храме. Как человек верующий, он нуждался в церковном прощении своих грехов, и знаком такого прощения должно было стать благословение митрополита. Но именно на том самом месте, где мы сейчас стоим, митрополит не дал благословения грозному царю, после чего последовали жестокие репрессии. Митрополит был изгнан из собора, предан несправедливому суду и лишен сана; с него были совлечены святительские одежды, и он был заточен в монастырь. Но даже в подвале Тверского Отроча монастыря митрополит Филипп был опасен для царя, и по приказу Ивана Грозного святитель был умерщвлен.
Почти сразу после кончины началось почитание святителя. При государе Алексее Михайловиче гробница с мощами святителя Филиппа была возвращена в Москву и поставлена здесь, на середине Успенского собора. И перед этой святой гробницей благочестивый царь Алексей Михайлович испросил прощения у святителя Филиппа за своего жестокого предшественника.
Пример святителя Филиппа говорит об очень многом. Он свидетельствует, что Церковь всегда находится вне каких-либо политических схваток. Именно благодаря этой отвлеченности от мирских стихий Церковь и обретает способность говорить Божию правду всем, в том числе сильным мира сего. Церковь говорит не от своей мудрости, и те, кто говорит, движимы не политическими замыслами, не тщеславием, но исполняют волю Божию и свое призвание говорить Божию правду всем — и великим, и малым, и богатым, и бедным, в полной мере сознавая, что эта правда одних убедит, а других озлобит.
Вот почему жизнь Церкви никогда не бывает спокойной, и каждый служитель Церкви, призванный нести людям Божию правду, должен иметь мужество. Но одновременно он должен иметь и смирение, чтобы, используя свой духовный авторитет, защищать не самого себя, бороться не за свои привилегии, но служить исключительно Божией правде.
Всякий раз, когда служитель Церкви, опираясь на свой духовный авторитет, вступает в конфронтацию с окружающими людьми не ради славы Божией и Божией правды, а ради своих человеческих устремлений, он согрешает. Но когда только во имя Божией правды он говорит то, что одних радует, а других печалит, он исполняет Божий приказ и становится добрым пастырем, которого любят овцы и который не убегает и не боится, когда к овцам приближается волк (см. Ин. 10:11-15).
Святитель Филипп явил нам и простоту, и смирение, и величие церковного служения. И, прославляя его святое имя, мы в первую очередь прославляем его смирение, его мужество, его верность Божией правде — верность даже до смерти.
Я радуюсь, Ваше Блаженство, что именно в этот день мы вместе с Вами служим в этом главном храме Святой Руси. Вы по воле Божией вознесены на высокую свешницу Предстоятеля Кипрской Церкви и являетесь духовным лидером своего народа. Вы несете это служение в непростое время. Ваша родина разделена. Мы знаем, что в ее северной части разрушены православные храмы, что даже в этих полуразрушенных храмах православные священники не могут совершать богослужения.
Мы знаем также, что для объединения Кипра прилагается множество человеческих, политических усилий. Не каждое из этих усилий может принести долгожданный мир многострадальному народу Кипра. Но мы знаем, что Вы подлинно заботитесь о своем народе, что Вы с любовью относитесь и к православным киприотам, и к киприотам-мусульманам, что Вы стремитесь к тому, чтобы страна Ваша была объединена, чтобы люди в любви и мире жили друг с другом.
Для того чтобы отстаивать эту, казалось бы, простую истину, сегодня тоже требуется мужество, в том числе чтобы напоминать об этих простых истинах сильным мира сего. Пусть пример святителя Филиппа поможет Вам в Вашем нелегком служении Кипрской Церкви и кипрскому народу.
Когда преподобный Сергий Радонежский, великий угодник Божий и великий духовный авторитет нашего народа, создал монастырь, он посвятил его Живоначальной Троице. Это было время, когда феодальная Русь была разделена и когда внешний враг захватил страну — именно потому, что она была внутренне разделена. Преподобный Сергий послужил единству нашей страны как, может быть, никто другой. И неслучайно он призвал имя Святой Троицы на свою первую обитель, потому что Святая Троица являет нам образ единства и любви.
Вы также стремитесь к объединению своего народа и своей страны. И пусть Святая Живоначальная Троица, образ Божественной любви и Божественного единства помогает Вам в Ваших трудах.
Я хотел бы в знак моего уважения к Вашему служению и моей личной любви к Вам как к своему собрату преподнести Вам образ Святой Живоначальной Троицы. И пусть Господь благословит Ваше служение в качестве Предстоятеля Кипрской Церкви и духовного вождя киприотов.
В память о нашем сегодняшнем сослужении я хотел бы передать Вам эту святую панагию. Всякий раз, когда Вы будете возлагать ее на себя, вспоминайте о сегодняшней службе, о нашем братском общении и о том, что в Святой Руси Вы имеете надежных друзей, настоящих братьев и сестер, которые разделяют Вашу скорбь и готовы вместе с Вами молиться за примирение на благословенной земле Кипра.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси