Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в неделю по Богоявлении

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в неделю по Богоявлении
Версия для печати
23 января 2011 г. 17:15

23 января 2011 года, в неделю 35-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, досточтимые братья и сестры!

Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с воскресным днем, с неделей по Богоявлении, особенно же приветствовать участников Рождественских чтений, ибо этим торжественным богослужением мы начинаем наше собрание, состоящее из архипастырей, пастырей и большого числа благочестивых представителей Церкви нашей из многих и многих епархий и стран.

Сегодня мы слышали слова апостола Павла из послания к Ефесянам: Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова (см. Еф. 4:7). Что это означает? Это означает, что каждый человек получает по воле Божией дар благодати. Подарок, за который не нужно платить денег, подарок, о котором не нужно просить, — каждый получает его в Таинстве Крещения, но каждый получает свой дар.

Многие философы и богословы напряженно размышляли о том, как соотносится в жизни человека его собственная свобода с Божиим промыслом. Наверное, никто никогда не ответит окончательно на этот вопрос — где заканчивается человеческая свобода и начинается независимое от человека участие Бога в его жизни и в жизни рода человеческого. Но сегодняшнее апостольское чтение помогает нам понять, что Бог участвует в жизни людей даром благодати, и от Него зависит, кто какой дар и в какой мере получает. Этот дар не зависит от происхождения человека — от того, родился ли он в знатном семействе или в простом. Этот дар не зависит от того, получил ли он особые таланты, этот дар не зависит от того, какое он имел образование, тем более этот дар не зависит от имущественного или социального положения, от успехов в работе. Дар Божией благодати — это Божественное вдохновение, которое дает человеку силы исполнять Божию волю.

И далее, продолжая свои слова, апостол пишет к Ефесянам: И Он (т.е. Христос) поставил одних апостолами, других — пророками, третьих — учителями, иных — пастырями и служителями для того, чтобы совершать дело, служить святым, созидать Церковь — Тело Христово (см. Еф. 4:11-12). Не всем дан дар епископства, а избранным — тем, кого Бог избирает, и замечательно, что все мы сегодня могли молиться во время рукоположения нового епископа. Не всем дан дар священства, а тем, кого Бог избирает. Не всем дан дар пророчества, учительства, служения, но тем, кого Бог избирает. И нельзя сказать, что один дар более угоден Богу, чем другой дар. Нельзя сказать, что один дар выше, значительней в очах Божиих, чем другой дар. Каждый из нас имеет свой дар и свое служение, значительные в очах Божиих. На этом и основывается соборное служение всей Церкви, где епископат, духовенство и миряне, несущие многоразличные служения в Церкви, вместе предстоят Богу и в молитве, и в мыслях, и в делах.

В последние годы в нашей Церкви стремительно развивается служение мирян. Почти все, что совершается, то, чем мы хвалимся пред Господом, то, что возносим в качестве жертвы нашей, то, что радует нашу душу, совершается руками мирян — конечно, при активном участии иерархов и духовенства, но руками мирян, их волей, их усердием, их верой, их благочестием. И потому каждое служение в Церкви, будь то служение катехизатора, педагога, социального работника, того, кто работает с юношеством, или того, кто занимается миссионерской деятельностью, кто несет христианское свидетельство в гущу народную, кто развивает диалог Церкви и общества, кто несет людям представление о красоте евангельского нравственного идеала, — каждое из многоразличных служений Господу имеет и дар благодати, и Божие благословение. Но и судить всех нас Господь будет по мере дара благодати и по мере той ответственности, которую мы в Церкви имеем, и кому больше дано, с того больше и спросится (см. Лк. 12:48).

Я хотел бы, приветствуя всех участников Рождественских чтений, пожелать всем нам очень ясно сознавать, что служение, которое мы несем, — это не наше хобби, это не просто дело, которое мы делаем по остаточному принципу, — это важнейшее дело нашей жизни. Потому что именно от этого дела будет зависеть духовное состояние нашего народа, жизнь нашего Отечества.

Мы видим, как общественная дискуссия сегодня все более и более включает в себя размышления о значении духовной, культурной, религиозной жизни людей. Есть знаки того, что проходит бездумное поветрие эпохи постмодерна, когда все смешивалось в одну кучу, когда не различались ценности, когда человек мог утверждать любую нелепицу — не со ссылкой на Бога, даже не со ссылкой на другие авторитеты, а только со ссылкой на самого себя, представляя дело таким образом, будто сам он и является источником и конечным судьей всего того, что предлагает обществу и миру. Есть понимание того, что вся эта модель является абсолютно несостоятельной, потому что именно через подобное мироощущение в общество приходит хаос, а хаос всегда порождает стремление использовать смятенное состояние умов для достижения своих собственных целей. И в этих условиях начинают выигрывать те, кто организуется в сообщества, чаще всего преступные сообщества, ставящие перед собой совершенно конкретные цели. В этих сообществах нет никакого постмодерна — там все подчинено воле руководителя, там все схвачено мертвой хваткой железной дисциплины. В результате эти сообщества, иногда совсем небольшие, превращают жизнь народа в кошмар.

Для того чтобы никто не мог терзать нас, весь народ должен быть сильным. А сильным он становится тогда, когда он объединен вокруг высокой идеи — той идеи, которая объединяет всех. И вера дает нам эту идею, так же, как и наша национальная духовная, культурная традиция. Это высочайшие нравственные идеалы, закрепленные в этой традиции, и, наконец, наш язык — средство и способ нашего общения.

Думаю, что в течение Рождественских чтений мы должны о многом подумать — и не только замыкаясь в рамки темы образования, хотя она до сих пор остается, может быть, самой важной для нашей Церкви. Но нужно размышлять и о мире, в котором мы живем, о нашем обществе, — размышлять сквозь призму наших христианских взглядов и убеждений. А самое главное, чтобы в результате этих размышлений мы достигали единства духа в союзе мира (см. Еф. 4:3), становились мощной и сплоченной общиной людей, общиной единомышленников, способных реально повлиять на жизнь нашего народа.

Пусть благословение Божие пребывает над Церковью нашей, над всей Святой Русью, исторической Русью, над народом нашим. Верим, что каждый, имея дар Христов, способен этот дар обратить во благо и самому себе, достигая спасения, и ближним своим. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы