Cайт газеты «Известия» публикует статью председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «От нулевых ― к десятым. Время нынешнего Патриаршества может совпасть с переменами в жизни России и мира».
За два года, в течение которых Русской Православной Церковью руководит Святейший Патриарх Кирилл, многое произошло в первый раз. Возникло Межсоборное присутствие, сконцентрировавшее интеллектуальные силы Церкви и обсуждающее самые острые темы — от участия духовенства в политике до процедуры избрания Патриарха. Начал работать Общецерковный суд, в большинстве случаев вставший на сторону рядовых священников. Православная общественность стала настоящей гражданской силой, готовой и рассуждать о стратегических вопросах, и защищать от произвола «маленького» человека. Предстоятель начал постоянно участвовать в жизни самоуправляемых Церквей — особенно Украинской, которая в силу непростых политических условий нуждается в его особом внимании.
Нынешний Патриарх Русской Церкви — это человек, которого по уровню мышления и по умению действовать в самых разных обстоятельствах можно включить в первую тройку религиозных лидеров мира. И очевидно, что его идеи и поступки будут направлены не только на внутрироссийскую жизнь. Одной из главных своих задач сам Патриарх называет воссоздание Святой Руси, объединяющей людей разных национальностей, культур, поколений и политических взглядов. Для него одинаково дороги чада Русской Церкви, живущие в России и Азербайджане, Казахстане и Украине, Молдавии и Японии. Но, бесспорно, Святейшего волнует и то, что происходит в любой стране, с любым человеком, даже далеким от христианства. Быть уверенным в духовной правоте Православия — не значит быть безразличным к тем, кто придерживается других вер и убеждений. Ведь для Церкви естественно любить всех — «ближних и дальних». Естественно заботиться обо всем, что волнует людей. Естественно возвещать правду — Божию и человеческую. Естественно призывать к преодолению любых обстоятельств, которые мешают народам жить в условиях мира, свободы, справедливости.
2010-е годы не обещают быть легкими. В мире накопились грандиозные противоречия — растущая пропасть между богатыми и бедными народами, отрыв финансовой сферы от экономики товаров и услуг, несоразмерность веса западных стран в мировой политике и экономике с их влиянием в международных механизмах. У теряющих власть мировых элит не может не возникнуть искушения разрешить все проблемы силовыми методами. Чтобы проткнуть пузырь ничем не обеспеченных денег или заставить «третий мир» проглотить жесткие гарантии глобального контроля Запада над мировыми процессами, может очень пригодиться кровопролитный конфликт в любой точке мира, который, как говорится, все спишет. Большая часть мест, где сценарий такого конфликта легко осуществим, находятся вблизи основных регионов проживания православных народов. Это Ближний Восток, Кавказ, Центральная Азия, Корейский полуостров. Наличие в этих местах оружия массового уничтожения делает любые столкновения крайне опасными для десятков миллионов людей и крайне выгодными для тех, кому нужен повод для демонтажа остатков народовластия в сфере принятия глобальных решений.
В этих условиях голос многонациональных религиозных общин Евразии, в том числе голос Русской Церкви, может оказаться ключевым. Глубоко верующие люди способны не только призвать к миру, но и заглянуть на годы вперед, чтобы предложить свои сценарии выхода из опасных ситуаций. Или, в крайнем случае, такого их хода и результата, который определялся бы самими народами региона, а не отдаленными центрами. Опытом системной международной деятельности, необходимым для этого, обладают, пожалуй, только Ватикан, Русская Церковь, Церковь Англии, Евангелическая церковь в Германии и Церковь Норвегии. Недаром в свое время, несмотря на критику извне и изнутри, Московский Патриархат участвовал в миротворческих миссиях Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) на Корейском полуострове и в зоне конфликта между Индией и Пакистаном. Недаром наша Церковь усиливает свое присутствие на Ближнем Востоке. Недаром ведется многолетний диалог с религиозно-политической элитой Ирана. Святейший Патриарх Кирилл не просто хорошо осведомлен об этих процессах. Он в них, что называется, «вырос», работая представителем Московского патриархата при ВСЦ, а затем в значительной мере их инициировал и модерировал. Не будет он стоять от них в стороне и в условиях, когда конфликты могут напрямую затронуть само будущее его паствы в России, Казахстане, Средней Азии. Когда жизнь твоего народа не сможет быть ни сохранена, ни развита без участия в мировых процессах, которые сегодня касаются всех. Когда провинциализм и бегство в «самодостаточность» не просто недальновидны, а самоубийственны.
Будущее России, увы, тоже не стоит воспринимать в радужных красках, ожидая впереди безмятежные «тучные годы», покоящиеся на сырьевом потенциале. Глобальная борьба за ресурсы не может не обостриться. И значит, появятся те, кто будет не просто заинтересован в переносе данной борьбы на российские просторы, а будет обоснованно считать вопросом жизни и смерти именно такой сценарий. Осуществить его можно только одним способом — спровоцировав в стране внутреннее разделение, породив кровавую этническую или социальную вражду. Недаром после обострения в России межнациональных отношений Патриарх сразу начал предупреждать об опасности социальной розни. Наша страна с честью выдержала испытание 1941 года и пришла к победному 1945-му. Но 1905-й нас подкосил, 1917-й вверг в катастрофу, а 1991-й — ослабил и надолго лишил воли. Разделение для нас опаснее всего. И чтобы 2017-й, 2091-й или какой угодно другой год нового века не стал для страны фатальным, обществу нужно услышать призыв Святейшего к гражданскому единству вокруг общих ценностей, неотменимых ни при каких обстоятельствах. Такие ценности в России есть. Это жажда правды, свобода, справедливость, честь, открытость к каждому человеку и народу, верховенство духовного над материальным, забота прежде об общем, а уж потом о своем. Церковь будет стремиться утвердить эти ценности в жизни и человека, и общества, и государства.
Впрочем, никакие ценности не будут работать, если откровенное пренебрежение ими будет сходить с рук. Если народ, хранящий их, не будет влиять на власть. Если презирающие этот народ представители бизнеса, псевдокультуры, медийного и экспертного сообщества не будут объявлены нерукопожатными вне зависимости от того, сколько у них денег и сколько времени они проводят на телеэкранах или в начальственных кабинетах. Время этих людей не просто прошло — оно никогда не начиналось для реальной жизни страны. Сегодня Церковь готова доносить до лиц, принимающих решения, голос миллионов ныне «безгласных» людей. Имея их в виду, Святейший Патриарх сказал, что общественные проблемы надо преодолевать «солидарностью и таким выражением протеста, которое не провоцировало бы все новые и новые всплески насилия, но оказалось бы достаточным, чтобы вразумить и власть, и правоохранительные органы, и самих подстрекателей межнациональной розни». Церковь не должна превратиться в политическую оппозицию на радость недругам России. Но она всегда будет смело ходатайствовать за народ перед властью, заботясь о том, чтобы народ и власть не жили на разных планетах, а составляли один соборный организм. Именно это предполагает православный социальный идеал, проверенный многими веками эффективного общественного строительства.