2 февраля 2011 года в своем докладе на Архиерейском Соборе Предстоятель Русской Православной Церкви обратил особое внимание на поддержание живой связи архиереев с клиром и мирянами: «Когда эта связь теряется, приходят лжепастыри и псевдостарцы, узурпирующие место истинных служителей Божия слова. Прискорбно видеть, как порой правящего архиерея окружает узкий избранный круг клириков, а иногда и мирян, стремящихся изолировать архипастыря от широкого общения с духовенством. Иногда клирики за редкими исключениями вообще не имеют возможности встретиться с правящим архиереем: вместо него их принимает епархиальный секретарь».
«На мое имя поступают письма людей, которым не ответили на их обращения в епархиальные управления или к благочинному, не приняли или приняли так, что им не хочется более общаться с епархиальными властями. В таких случаях я поручаю своим помощникам изучить дело, направить запрос или позвонить в епархию и, как правило, обнаруживается, что вопрос мог быть легко решен простым письмом, внимательным и вежливым телефонным разговором или встречей с представителем епархии. Никакой проблемы нет, но когда она игнорирована, она начинает развиваться как инфекция в организме», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Поскольку всем правящим архиереям приходится сталкиваться с таким явлением, когда скорбящие родственники лица, покончившего с собой, обращаются с просьбой о его отпевании, Святейший Владыка подчеркнул, что необходимо ввести единую практику, дабы избежать злоупотреблений — как в сторону избыточной строгости, так и в сторону неоправданных послаблений.
«В Москве был выработан особый чин молитвы о самоубийцах. Я поручаю Богослужебной комиссии его изучить и, в случае одобрения Священным Синодом, он будет направлен во все епархии для использования», — добавил Предстоятель Русской Православной Церкви.
Информационная служба Архиерейского Собора