«Времена, когда о Православии светские журналисты вспоминали в основном по случаю Пасхи и Рождества, остались в прошлом. Сегодня церковная тематика ежедневно встречается на страницах газет, на радио, в телепередачах и в Интернете. Это, конечно, очень отрадно, но это налагает на всех нас большую ответственность и призывает нас быть более активными в сотрудничестве со средствами массовой информации. Если мы будем бездействовать, то журналисты самостоятельно, по своему разумению, сформируют для общества образ Церкви. Без нашего участия этот образ может оказаться однобоким, а в худшем случае — уродливым и лживым», — подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на Архиерейском Соборе 2 февраля 2011 года.
«Ответом на запрос общества должно стать как развитие церковной журналистики, так и помощь со стороны Церкви светским СМИ, говорящим о Православии, — сказал далее Святейший Патриарх Кирилл. — Такая работа уже ведется, и следует отметить ряд позитивных начинаний. Мы видим, как растет профессионализм светских журналистов, пишущих о Церкви. Все больше становится и православных СМИ, качество которых постепенно растет. Порой в очень тяжелых условиях, православные люди берутся за такое непростое и подчас не сулящее выгоды служение, как выпуск православной периодики, подготовка радио- и телепрограмм».
В то же время информационная деятельность Церкви еще далека от идеала, отметил Святейший Владыка, добавив, что православные СМИ в большинстве своем продолжают отставать от светских: им не хватает профессионализма, ресурсов, а иногда и просто желания развиваться. «Многие священники, а порой и архиереи считают работу в информационном пространстве чем-то второстепенным, в то время как она имеет сегодня, пожалуй, не меньшее значение, чем строительство и благоукрашение храмов. Пресс-секретари епархий, призванные доводить до общества позицию Церкви, нередко являются совместителями, не имеющими специальной квалификации, а это чревато грубыми промахами с их стороны», — продолжил Предстоятель Русской Православной Церкви.
Призывая архипастырей уделять особое внимание развитию епархиальных и приходских средств массовой информации, в которых доказательно, без гнева и пристрастия разоблачались бы все нападки на Церковь, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Надо дать возможность нашим современникам получить ответы на волнующие их вопросы о жизни и служении Русской Православной Церкви».
«В условиях, когда к Православию проявляется активный интерес со стороны общества и журналистов, нам важно перейти от реагирования на внешние информационные поводы к активной работе по созданию и широкому продвижению собственного новостного контента, наполняя информационное пространство общественно значимыми текстами, в центре которых будет оставаться проповедь о Христе, — продолжил Предстоятель. — Важнейшим здесь может стать соработничество светских верующих журналистов, работников православной прессы и сотрудников официальных церковных информационных структур. Все они должны осознать себя партнерами, научиться сотрудничать друг с другом. И, конечно же, совершенно недопустима между ними какая-либо конкуренция или неприязнь».
Святейший Владыка назвал недопустимой практику, когда в какой-то епархии препятствуют распространению миссионерских изданий «из центра» или из других епархий по причине того, что они якобы «конкурируют» с местным епархиальным изданием. Православные средства массовой информации не могут рассматриваться только как рыночный продукт: в первую очередь они призваны быть провозвестниками слова Божия.
«Необходимо налаживать как внешние, так и внутренние церковные коммуникации. Сегодня, к сожалению, имеющиеся каналы связи между Священноначалием, духовенством и мирянами используются нами недостаточно активно, что подчас порождает не только взаимное непонимание, но и, к сожалению, слухи. В связи с этим хотелось бы еще раз подчеркнуть роль наших официальных изданий — "Церковного вестника" и "Журнала Московской Патриархии"», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, добавив, что для помощи в решении вышеперечисленных задач сформирован Синодальный информационный отдел. Совместно с Управлением делами Московской Патриархии он осуществляет взаимодействие с епархиальными информационными службами. В частности, обоими учреждениями были разработаны «Методические указания» для развития епархиальных пресс-служб. С целью укрепления контактов между православными журналистами и повышения их профессионального уровня в октябре 2010 года был проведен IV международный фестиваль «Вера и слово». По инициативе Синодального информационного отдела появились рубрики о жизни Церкви на страницах ряда светских изданий, создан официальный канал Русской Православной Церкви на YouTube, продолжает работу портал Патриархия.ru. В настоящий момент Синодальным информационным отделом создается централизованный проект выпуска православных приложений к светской региональной прессе.
«Один из аспектов работы Синодального информационного отдела — исполнение решения Священного Синода о присвоении СМИ грифа "Одобрено Синодальным информационным отделом". Напомню, что с 1 сентября 2011 года лишь обладатели этого грифа могут претендовать на доступ в церковную систему распространения. Такое решение создает дополнительную преграду на пути проникновения в наши храмы лжехристианской и антицерковной периодики, повышает требования к изданиям, претендующим называться православными», — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.
Святейший Патриарх Кирилл отметил, что Синодальный информационный отдел готов оказывать консультативную помощь церковным, православным, светским журналистам.
Святейший Владыка также призвал правящих архиереев со вниманием относиться к частным православным информационным инициативам. При поддержке епархиальных управлений подобные проекты будут способствовать расширению информационного поля Церкви.
Информационная служба Архиерейского Собора