«В Латвии произведена реституция церковной собственности — Церкви возвращены не только храмы, но также земли и строения в городах и сельской местности. Был принят специальный закон, предоставляющий дополнительные льготы при реституции. Государство делегировало Латвийской Православной Церкви и другим традиционным конфессиям право юридической регистрации браков, заключаемых в храмах, и право выдачи государственных свидетельств», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая 2 февраля 2011 года с докладом на Архиерейском Соборе.
Имеет место тесное сотрудничество Парламента и Правительства и Латвии с Латвийской Православной Церковью. С 2008 года действует особый закон о Латвийской Православной Церкви. Она активно участвует в процессе разработки и принятия законов и нормативных актов, касающихся религиозных организаций. Совершается пастырское окормление военнослужащих и заключенных.
«В общеобразовательных школах преподается предмет "Христианское учение". Согласно закону Латвийской Республики о религиозных организациях, христианская религия может преподаваться в государственных и муниципальных школах при наличии письменных заявлений родителей или самих учащихся старше четырнадцати лет и при наличии не менее десяти желающих в данной школе. Такое преподавание возможно лишь для пяти христианских конфессий, включая Православие. Иные религии могут преподаваться в школах для нацменьшинств», — отметил Святейший Владыка и поблагодарил за достигнутые успехи митрополита Рижского и всея Латвии Александра.
Информируя о положении Церкви в Литовской Республике, Его Святейшество подчеркнул, что в этой стране существует четырехступенчатая модель церковно-государственных отношений: а) признанные государством традиционные религиозные общины; б) признанные государством религиозные общины; в) другие зарегистрированные общины; г) незарегистрированные общины. «При этом только традиционные религиозные общины имеют право проводить уроки Закона Божия в школах, причем зарплату преподавателям выплачивает государство», — добавил Святейший Патриарх Кирилл.
«Важно отметить, что в Литве Церкви возвращаются натурально или эквивалентно национализированные в 1940–1949 годах строения. В противном случае выплачивается компенсация по рыночной цене зданий, — продолжил Предстоятель Русской Православной Церкви. — В социальной сфере существуют уникальные на постсоветском пространстве договоренности: в частности, государство в обязательном порядке предоставляет всем священнослужителям и монашествующим медицинское и пенсионное страхование. Молодые священнослужители, студенты духовных учебных заведений и послушники в монастырях освобождаются от службы в армии».
Несмотря на то, что Православная Церковь, как и другие традиционные религиозные общины, совершает в рядах Вооруженных сил Литвы капелланское служение, а заключенные церковные браки признаются государством, в церковно-государственных отношениях этой страны существует и ряд проблем. «Согласно конкордату с Католической Церковью, только она освобождается от налога на землю, в то время как остальные религиозные общины — нет. Православная Церковь облагается налогом на прибыль в таком же размере, как и все коммерческие структуры Литвы, — 15 процентов», — подчеркнул Святейший Владыка.
«В отношениях между Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата и Эстонской Республикой на фоне достаточно серьезного диалога сохраняется нерешенная проблема: многие храмовые здания переданы Церкви государством на правах длительной аренды, причем переданы в собственность они могут быть только с согласия юрисдикции Константинопольского Патриархата. Местные самоуправления во многих случаях придерживаются аналогичной практики, передавая Церкви храмы только во временное пользование. Это относится и к кафедральному собору святого благоверного князя Александра Невского в Таллине», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, отметив, что во многом это обусловлено некорректным или упрощенным восприятием церковных реалий.
«Из-за этого в отношении государственной власти к религиозным объединениям наблюдается очевидный дисбаланс: гораздо больше поддержки оказывается лютеранским приходам и приходам юрисдикции Константинопольского Патриархата, несмотря на то что у Русской Православной Церкви практически равная с лютеранами численность паствы, а число прихожан Константинопольской юрисдикции — меньше в 8-10 раз, а по некоторым данным — и в значительно большее количество раз», — продолжил Святейший Патриарх.
Говоря о положительных сторонах церковно-государственных отношений в Эстонии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что после государственной регистрации в 2002 году Эстонская Православная Церковь перестала испытывать давление со стороны властей.
Информационная служба Архиерейского Собора