3 февраля 2011 года в Большом Кремлевском дворце состоялась встреча участников проходящего в Москве Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви с Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым.
Сердечно благодарю Вас, Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич, за саму возможность встретиться с Вами в Кремле всем членам Архиерейского собора.
Действительно, архиереи представляют не только 22 страны, из которых они приехали, они представляют Русский православный мир, который присутствует более чем в 60 странах мира. Если провести линию, очерчивающую этот мир, то можно условно ее начать в Японии, провести через весь евразийский континент в Северную Америку, в Южную Америку и завершить Австралией. И поэтому, конечно, задачи, которые сегодня рассматривает Архиерейский Собор, имеют отношение ко всей Церкви, а значит, и ко многим странам. Но поскольку в каждой стране есть своя специфика, то именно поэтому документы, которые принимаются Архиерейским Собором, носят фундаментальный характер, предполагающий возможность развивать положения этих документов в каждой конкретной ситуации применительно к потребностям Церкви.
Совершенно особое место занимает Российская Федерация, потому что большинство верующих нашей Церкви — здесь, на российской земле. Поэтому то, что происходит в Российской Федерации, в том числе и в сфере церковно-государственных отношений, имеет, конечно, влияние и на ситуацию в других странах.
Я хотел бы с особым чувством благодарности сказать о Вашей личной роли, а также о роли Правительства Российской Федерации в решении тех задач, которые на протяжении долгих лет оставались на повестке дня наших двусторонних отношений. За последнее время они были разрешены. Это то, о чем Вы упомянули. Речь идет, конечно, о принятии закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Закон, который восстанавливает историческую справедливость.
Наши взоры обращены в будущее. Мы все хотим построить страну и страны, которые вошли бы в эпоху устойчивого развития. Устойчивое развитие предполагает не только совершенствование материальной стороны жизни, развитие инфраструктуры, науки, образования. Устойчивое развитие предполагает устойчивое состояние человеческого духа, а это, конечно, сфера нравственности. И если устраивать жизнь человека таким образом, чтобы состояние его духа было не смятенным, очень важно, чтобы в основу общественной жизни была заложена справедливость. Закон, о котором я только что сказал, возвращает справедливость. Замечательно, что Российская Федерация, сегодня преодолевая несправедливости прошлого, старается положить этот замечательный принцип в основу своего законотворчества.
Мне также хотелось бы поблагодарить Вас и за то, что Вы в 2009 году поддержали инициативу представителей традиционных религий России и сформулировали эту инициативу таким образом, что она нашла поддержку на уровне принятия политических решений в нашей стране как в центре, так и на местах. Речь идет о преподавании в школах основ религиозной культуры и светской этики. Эксперимент осуществляется в 21 регионе России. И несмотря на мелкие погрешности, связанные с некоторым, может быть, несовершенством формулировок, которое присутствует в учебных пособиях, сам по себе эксперимент, несомненно, удался. Общество его приняло. Об этом свидетельствует совершенно независимые социологические опросы.
И еще очень важно. Самое главное опасение противников введения преподавания основ религиозной культуры и светской этики не оправдалось. Не зафиксировано ни одного случая межрелигиозного или межнационального конфликта, потому что дети изучают этот предмет. Но социологическая наука дает нам информацию о том, что очень многие родители говорят об изменении атмосферы и в классах, и даже в семьях. Я очень надеюсь, что повсеместное изучение этой дисциплины поможет нашим детям сформировать такой образ мыслей, который бы отразился в правильном образе жизни и в первую очередь помог бы им мирно строить свои отношения с людьми других взглядов и убеждений, включая религиозные убеждения.
Благодарим Вас также и за внедрение института военного духовенства. Согласен с тем, что, может быть, осуществление Ваших указаний отстает от реальных потребностей жизни. Но самое главное, что этот процесс начался. И дай Бог, чтобы во взаимодействии Церкви и Министерства обороны решались разумно все вопросы, включая и кадровые.
Еще я бы хотел сказать о принятии закона о социально ориентированных некоммерческих организациях. Мы благодарим Вас за то, что Вы отметили возрастающую социальную роль Русской Православной Церкви. Да, действительно это так. Но новый закон позволяет нам сегодня во взаимодействии с государством упорядочить эту работу и придать ей новый импульс.
Все то, что Церковь делает, носит не политический характер и даже не прагматический характер. Церковь ориентирована на то, чтобы вести людей ко спасению. Спасение — это понятие, неразрывно связанное с другим, очень близким каждому человеку понятием — с человеческим счастьем. Счастье, полнота жизни, обретение внутреннего покоя, душевного мира, который созидается в человеческой душе, становятся частью жизни бессмертного человеческого духа и уходят в вечность, там это просветленное состояние человека и обретается в Царствии Божием. Это наша главная задача. Но для того чтобы помочь людям обрести эту полноту жизни, нужно решать очень много иных задач и в социальной сфере, в образовательной сфере, в культурной, в области отношений Церкви и государства, в области отношений Церкви и общества. И все то, что мы делаем, направлено именно на достижение этой, как я сказал, самой важной цели.
В современном обществе, в котором присутствует огромное количество разных взглядов, убеждений, подчас полярных взглядов, очень важно формировать некую идейную, духовную, культурную общность или по крайней мере защищать эту общность от возможной деградации. И я хотел бы поблагодарить Вас за то, что Вы неоднократно с самых высоких трибун говорите о необходимости формирования фундаментальных ценностей бытия нашего народа. Это совпадает с позицией Церкви. И в диалоге со многими общественными силами мы стараемся сегодня выяснить, что же представляет собой этот корпус ценностей. Может быть, совместная работа Церкви, политических партий, движений, общественных организаций когда-то поможет и в общенациональных рамках лучше понять значение того, что ни при каких условиях не должно разрушаться в результате политической деятельности, но что должно лежать в основе жизни и общества, и государства. К таким ценностям несомненно относятся межэтнический, межрелигиозный, межконфессиональный мир. И Русская Церковь осуществляет свой диалог с партнерами по Межрелигиозным советам как в России, так и в СНГ. Мы видим положительные, реально положительные результаты этого взаимодействия, которые помогают широким кругам общественности и нашему народу понимать, насколько важно оберегать то, что есть, и возрастать в том, в чем необходимо возрастать, чтобы сохранялось единство, целостность наших обществ, государств и чтобы согласие между людьми разных взглядов становилось достоянием повседневной жизни.
Я бы хотел, может быть, ограничиться этим кратким словом с тем, чтобы дать возможность другим моим собратьям вступить в диалог с Вами. Сердечно благодарим Вас, еще раз, Дмитрий Анатольевич, за возможность прямого открытого диалога с главой Российского государства, а также за те несомненные исторические инициативы, которые Вы предприняли в течение последних двух лет, в значительной мере помогая преодолеть не самые лучшие последствия недавнего прошлого.
Благодарю Вас.
Kremlin.ru/Патриархия.ru