Галерея (гр. ύπερών, κατηχούμενον, слав. хоры) — балкон или лоджия, которая устраивалась над западной, а иногда и над северной и южной частью храма.
Галереи строили в главных церквях Византипйской Империи начиная с IV и до XIII в. Галереи могли иметь отдельный самостоятельный вход с улицы. Основные функции галерей — помещения для женщин, а также катехуменов. На галереях в церквях находились императоры и князья, поэтому к ним был обеспечен свободный проход от верхних уровней смежных дворцов (Св. София Константинопольская, св. София Киевская).
На галереях начиная с X-XI в. устраивали придельные церкви, это т.н. «капеллы», личные храмы князей и императора. Иногда размеры галерей были столь внушительны, что здесь могли проходить даже вселенские соборы, как было, например, в Софии Константинопольской. После VII в. галереи становятся более редкими, но вновь встречаются в XIII-XV вв., наиболее часто в провинциальных городах. В послеиконоборческое время на галереях также могли размещаться церковные хоры.
Вопрос, для каких категорий молящихся в храме предназначались галереи, до сих пор продолжает оставаться открытым. На галереях могли находится люди как высокого (князья), так и низкого (женщины) социального статуса. Возможно, специальные галереи для женщин с отдельными входами устраивали в тех регионах, где было не принято молиться вместе мужчинам и женщинам (например в Салониках или в Киеве).
Литература:
Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium). A. Kazhdan et al. (eds.), 2 v. NY - Oxford, 1991. Р. 818.
Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986.
Mango C. Bizantine Architecture. Milano, N.Y, 1985.
Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Т.1 (2) М. 1997. С.239-248.
Спрингис Е. Э. Галерея // Православная Энциклопедия. Т. X. М., 2005. С. 310-312.
Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры. Л. 1983.
Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры (IX-XVвв.). Л. 1987.