Дьяконник (гр. διακονικόν, лат. diаconicum). Помещение для хранения церковной утвари, литургических книг и одежд. Поскольку это помещение использовалось дьяконами, оно и называлось диаконник.
Функционально диаконник то же, что и скевофилакий (сосудохранительница), однако скевофилакий устраивался в отдельно стоящем здании (так было, к примеру, в св. Софии Константинопольской). Термин диаконник, в применении к помещению, которое находится к югу от главной апсиды, условно. Изначальные функции этого помещения, вероятно, совершение заупокойных богослужений (отсюда происходит его славянское название кутейник, т. е. помещение куда вносилась кутья); лишь позднее и только в некоторых храмах здесь помещался собственно дьяконник. В ранних русских храмах скевофилакий, как правило, помещался на хорах.
В раннехристианское время положение диаконника не было фиксированным (справа или слева от центральной апсиды или рядом с нартексом), с VI-VII. вв., как правило, является помещением справа от центральной апсиды и сообщается с ней.
Литература:
Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium). A. Kazhdan et al. (eds.), 3 v. NY - Oxford, 1991. Р. 1594.
Mango C. Bizantine Architecture. Milano, N.Y, 1985.
Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. СПб, 2000.
Уайбру Х. Православная литургия. М. 2000.
Хрушкова Л.Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья. М. 2002. С.434.
Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986. Р. 69, 360.